«Изоляция», «консолидация» и «независимость» — московская политическая элита использует эти различные термины, имея в виду в сущности одно и то же. Перед лицом международных санкций, введенных в связи с ее поддержкой ополчения на востоке Украины, а также в связи с аннексией Крыма, Россия готовится «уйти в себя». Россияне затягивают пояса в преддверии длительного периода дипломатического противостояния и экономических трудностей.
Этот процесс, очевидно, набирает обороты. 6 августа Кремль ответил на давление Запада заявлением о том, что он запретит или ограничит импорт сельскохозяйственной продукции из стран, поддержавших введение санкций в отношении России. Напряженность на востоке Украины растет. Силам украинской армии в конечном итоге удалось блокировать Донецк, ставший центром сопротивления ополчения, в ходе кампании, зачастую сводившейся к беспорядочному артобстрелу. Если войска Киева захватят Донецк, промосковское ополчение будет обречено на провал.
Г-н Путин, возможно, захочет спасти свой авторитет, отправив на Украину российские войска под предлогом «гуманитарной» операции. По данным НАТО, к украинской границе уже стянуто около 20 тысяч российских военных. Они принимают участие в военных учениях с боевой стрельбой, для проведения которых к границе также были переброшены самолеты-истребители и бомбардировщики — ранее именно такого рода маневры предшествовали вторжению. Даже если российские войска не пересекут границу Украины, конфронтация между Россией и Западом, вероятнее всего, сохранится на протяжении всего срока правления президента Владимира Путина, а, возможно, и после него.
Увеличив степень поддержки ополченцев после крушения самолета MH17 Малайзийских авиалиний, г-н Путин доказал, что он ставит собственное понимание исторической участи России выше экономического благосостояния его страны и ее репутации в мире. Он затевает довольно рискованную игру, считая, что, если бросить вызов архитектуре сформировавшегося после окончания холодной войны мирового порядка, это принесет положительные результаты и компенсирует падение уровня жизни.
По словам одного депутата Думы из прокремлевской партии «Единая Россия», считать г-на Путина «меркантильным» было бы ошибкой. Его скорее можно назвать «исторической фигурой», решившей превратить Россию в самодостаточный центр силы. В июле, обращаясь к своему совету безопасности, г-н Путин сказал, что «Россия, к счастью, не входит ни в какие альянсы», а это, с его точки зрения, является «залогом нашего суверенитета».
Возобновившийся антагонизм между Россией и Западом будет вовсе не битвой двух сверхдержав. Во-первых, у современной России нет идеологии, которая могла бы вызвать симпатию за ее пределами. В июле в своем интервью изданию The Economist президент США Барак Обама сказал, что угроза, которую представляет собой Россия, носит региональный характер.
Кремль гордо заявляет о том, что он намерен заменить западные товары и услуги товарами и услугами отечественного производства, приводя в пример высокотехнологичные детали в оружейной промышленности. Тактика замещения импорта отечественной продукцией могла бы принести положительные результаты, если производители не работали бы практически на пределе мощности и отчаянно не нуждались бы в новых инвестициях, объемы которых в ближайшее время продолжат стремительно уменьшаться. Суверенный фонд благосостояния России, который сейчас составляет 173 миллиарда долларов, накопленных за годы высоких доходов от продажи нефти, будет потрачен на стабилизацию рубля и выплату долгов государственных банков и компаний. «Это нас не убьет, но создаст определенные проблемы», — говорит вышеупомянутый депутат Думы.
Г-ну Путину придется заставить финансовые ресурсы страны работать на пределе их возможностей, чтобы выполнить свои обещания в сфере расходов на социальную сферу, которые он дал, вернувшись на президентский пост в мае 2012 года. (В тот момент эксперты прогнозировали, что ВВП России будет ежегодно расти на 5%. Согласно прогнозам МВФ, ВВП России в этом году вырастет всего на 0,2%.) Г-н Путин уже предложил ввести налог с продаж в размере 3%, чтобы восполнить пробелы в региональных бюджетах. Правительство России также уже заявило о том, что оно переведет средства негосударственных пенсионных фондов в федеральный бюджет, заставив заместителя министра Минэкономразвития признаться, что ему «стыдно» за принятое решение. На следующий день после этого признания его уволили.
Тем не менее, все эти проблемы никак не вредят г-ну Путину. В настоящее время он пользуется гораздо большей популярностью, чем когда-либо прежде, и его аппарат пропаганды работает чрезвычайно эффективно. Результаты опроса общественного мнения, проведенного на этой неделе «Левада-центром», показали, что 74% россиян относятся к Америке негативно — это самый высокий показатель за всю постсоветскую историю России. Столкновение России с Западом из-за Украины привело к «мощному выбросу негодования», копившегося в течение многих лет после распада Советского Союза, как сказал Лев Гудков, директор «Левада-центра». И теперь, когда г-н Путин понимает, что отношения с Западом уже испорчены окончательно, он, возможно, готовится снова повысить ставку.