Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хиросима и Нагасаки спасли миллионы жизней

© РИА Новости / Перейти в фотобанкРепродукция картины Э.К.Окаса "Хиросима"
Репродукция картины Э.К.Окаса Хиросима
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, безусловно, стали мировыми трагедиями (как и большая часть событий Второй мировой войны). Но что бы на этот счет ни думали люди — было это правильно или нет, но какими бы ни были мотивы американских лидеров, их решение прибегнуть к ядерному оружию спасло миллионы жизней.

Показав миру ужас ядерной войны, атомные бомбежки в Японии снизили вероятность того, что подобное повторится в будущем.

Даже по жестоким меркам войны, Вторая мировая принесла с собой слишком много человеческих трагедий. Это была своего рода темная и запутанная фантазия, поэтому кажется почти уместным (но при этом не менее страшным), что война закончилась величайшей трагедией: впервые за всю историю было использовано ядерное оружие.

Вторник, 5 августа, ознаменовал 69-ю годовщину атомной бомбардировки Хиросимы, а 9 августа почтят память жертв бомбежки в Нагасаки. Следуя примеру бывшего американского посла в Японии Джона Руса (JohnV. Roos), нынешний представитель Штатов в Токио Кэролайн Кеннеди (Caroline Kennedy) приняла участие в памятной церемонии в Хиросиме.

Нет ни капли сомнения в том, что атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки стали невероятной трагедией. Хотя точное число погибших в результате ядерных ударов никогда не будет известно, можно быть полностью уверенными в том, что в двух катастрофах погибли не менее 200 тысяч человек. Поэтому я не удивлен тем, что президент Соединенных Штатов Барак Обама, как сообщают, хотел принести Японии официальные извинения за произошедшее, и, вместе с тем, могу понять и продолжающийся гнев японцев, вызванный тем фактом, что США целых два раза использовали ядерное оружие против их страны.

Тем не менее, я считаю, что решение президента Гарри Трумэна применить против Японии атомное оружие почти наверняка спасло тысячи жизней. И это несомненно так, если принять во внимание доводы американских лидеров того времени: не сбрось США атомные бомбы, они бы начали тотальное вторжение на Японские острова, в ходе которого погибло бы гораздо больше людей, чем в Хиросиме и Нагасаки.

Невозможно даже предположить, сколько человек было бы убито, если бы союзные войска вторглись в Японию. Однако, учитывая жесткое сопротивление, с которым США и союзные войска столкнулись в ходе Тихоокеанской кампании Второй мировой войны, число погибших намного превышало бы отметку в 200 тысяч жертв.

Действительно, количество погибших в результате неатомных американских стратегических бомбежек значительно превысило число жертв ядерных ударов. Одна только бомбардировка Токио в марте 1945 года унесла жизни около 120 тысяч японцев. Наземное вторжение привело бы к несоизмеримо большим потерям. Как отметил один ученый, изучавший план вооруженного вмешательства США — операцию «Даунфол»(«Downfall»): «Учитывая ожесточенность сопротивления, которое бы оказывали местные жители иностранной интервенции, счет жертв пошел бы на миллионы для войск союзников и десятки миллионов самих японцев».

Кроме того, важно принять во внимание тот факт, что в операции «Даунфол» (по крайней мере, в том виде, в каком она была запланирована) не было бы абсолютно никакой необходимости, даже если бы США не прибегли к использованию ядерного оружия. Дело в том, что решение Советского Союза вступить в Тихоокеанскую войну на стороне союзников, безусловно, ускорило бы капитуляцию Японии и тем самым спасло бы жизни многих. Действительно, многие утверждают — и это звучит вполне убедительно — «не бомбы ударили по Японии, а... Сталин».

Но даже если операция «Даунфол» в ее первоначальном виде оказалась бы не нужна, Хиросима и Нагасаки все равно спасли немало жизней. И хотя дальнейшее вступление Советского союза в войну решило судьбу Японии, это почти немыслимо, что — учитывая то, как стране восходящего солнца виделась капитуляция — японский император и другие лидеры сдались бы сразу после начала советского вторжения. Вместо этого, внутригосударственная политика и необходимость спасти свою репутацию вынудили бы японцев бороться одновременно с двумя будущими сверхдержавами в течение хоть какого-то времени, несмотря на то, что они бы и сами прекрасно понимали: все их усилия напрасны.

Бомбежка Хиросимы и Нагасаки дало нужный японским лидерам предлог для того, чтобы решиться на недопустимую ранее капитуляцию. В самом деле, ядерные взрывы неоднократно упоминались в беспрецедентном обращении императора Хирохито к народу, в котором он и объявил о капитуляции Японии. «Враг воспользовался новой и самой беспощадной бомбой, обладающей поистине неизмеримой мощью и разрушительной силой, которая унесла жизни тысяч ни в чем не повинных людей. Если мы продолжим борьбу, это не только приведет к окончательному краху и уничтожению японской нации, но и станет причиной полного исчезновения человеческой цивилизации», — заявил император своим потрясенным поданным (потрясенным с одной стороны потому, что никогда ранее не слышали, чтобы император говорил, а с другой — потому что не могли поверить в то, что Япония сдается). 

Не появись такого «атомного предлога», японский лидер мог бы распорядиться, чтобы войска продолжали бороться, несмотря на объявление Советским Союзом войны. Битва, которая могла начаться еще до того, как они сдались, привела бы к гораздо большему количеству жертв, чем атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Ведь, учитывая количество смертей, с которыми Япония столкнулась во время войны, командиры могли бы не пойти на капитуляцию после гибели всего лишь 200 тысяч.

Кроме того, боевые действия привели бы к победе Советского Союза и оккупации части Японии. Это повлекло бы за собой ряд проблем, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, после окончания Второй мировой войны, миллионы японских солдат и гражданских оказались разбросаны по всей Азии. 600 тысяч несчастных японцев, взятых в плен Советским Союзом, страшно страдали в трудовых лагерях, где они умирали в ужасающих количествах (по некоторым оценкам — около 10% от общего числа заключенных). Если бы Советский Союз захватил часть японских территорий, вполне вероятно, что жителей этих районов ждала бы та же участь. Во-вторых, если бы советское вторжение все-таки имело бы место, все это могло вылиться в раскол Японии: одна часть страны оказалась бы под контролем Москвы, а другую бы оккупировали американцы. Хотя вполне возможно, что данная проблема могла быть решена относительно мирно, как это произошло в Германии. И так как даже немецкий конфликт не обошелся без напряжения между ядерными державами, второй Берлин в эпоху холодной войны вряд ли способствовал бы укреплению мира. С другой стороны, раздробленная Япония могла бы пойти по пути Кореи и Вьетнама, за разделением которых последовали жестокие войны, унесшие с собой миллионы жизней. В Корейской войне погибли от 1,1 до 1,5 миллиона людей, и нация все еще остается разделенной и до сих пор технически пребывает в состоянии войны. Северные корейцы продолжают страдать, находясь под гнетом отсталого и деспотического режима.

Однако Хиросима и Нагасаки, скорее всего, спасли большинство жизней, продемонстрировав миру ужасы атомной войны. Несмотря на то, что запрета на использование ядерного оружия пришлось ждать в течение нескольких десятилетий, такие ученые, как Нина Танненвальд (NinaTannenwald), показали, насколько серьезным было влияние атомной бомбежки Японии на первоначальные взгляды лидеров холодной войны на использование ядерного оружия. Танненвальд замечает, что даже президент Труман, которого вполне вероятно преследовало тайное желание еще раз прибегнуть к атомной бомбе, пресекал все предложения своих советников воспользоваться ядерным оружием снова. 

Если бы ужасы атомной войны не довелось увидеть Хиросиме и Нагасаки, их бы в полной мере рассмотрела холодная война. И это повлекло бы за собой еще больше смертей и разрушений по двум причинам. Прежде всего потому, что в мире было бы больше ядерных держав, каждая из которых обладала бы более богатыми арсеналами, чем Соединенные Штаты в конце Второй мировой войны. Во-вторых, разрушительная мощь ядерного оружия в послевоенные годы резко выросла. Например, в 1952 году США протестировали первое в мире термоядерное оружие, взрывная сила которого была в 700 раз больше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Вряд ли миру удалось бы оправиться после «обмена» супердержав термоядерным оружием. 

Одним словом, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, безусловно, стали мировыми трагедиями (как и большая часть событий Второй мировой войны). Но что бы на этот счет ни думали люди — было это правильно или нет, но какими бы ни были мотивы американских лидеров, их решение прибегнуть к ядерному оружию спасло миллионы жизней.