Мы упорно твердим, что в газетах, телеэфире мы хотим видеть только «хорошие новости». Но действительно ли это самый просматриваемый вид информационных сообщений?
Первые полосы газет всегда пестрят темами, повергающими нас в уныние. Политические кризисы, экономические катастрофы, деградация, коррупция. Мы включаем телевизор и не видим никакой разницы. Серия плохих новостей, которые можно добавить в этот список, и почти ничего хоть мало-мальски позитивного. Издатели даже изобрели специальный термин — «новости о животных». Представьте, идет поток очень плохих новостей. Задаваясь вопросом: «В этой стране происходит хоть что-то хорошее?» — мы переключаем канал и начинаем смотреть, как «наши меньшие друзья» играют с ниточным клубочком, а «славная собачка» скатывается с горки. Любой зритель скажет: «Мне надоели плохие новости, я хочу видеть что-нибудь хорошее». Но так ли это на самом деле?
Попытка ответить на этот вопрос предпринималась в одном эксперименте в канадском Университете Макгилла. Исследователи Марк Траслер и Стюарт Сорока пригласили группу людей, которых попросили просмотреть политические сообщения на недавно созданном сайте. Видеокамера должна была зафиксировать движения их глаз. Главная цель состояла в том, чтобы узнать, какие новости они выберут неосознанно.
Ответственность лежит на СМИ?
Результаты эксперимента оправдали ожидания. Испытуемые стали изучать негативно окрашенные сюжеты. Позже, вместо позитивных сообщений, они переходили к более нейтральным новостям и только в последнюю очередь обращали свой взор на информацию, вызывающую позитив. Затем экспериментуемым задавался вопрос: «Какие новости они предпочитают?» Ответ был предсказуем: «Позитивные». Комментируя свою точку зрения, некоторые из них отмечали: «СМИ гораздо чаще освещают негативные события».
Эту ситуацию психологи называют «соблазном негатива». Желание слышать плохие новости носит коллективный характер, охватывая подавляющее большинство членов общества, и, более того, мы в некотором смысле испытываем жажду плохих новостей. Согласно данной теории, речь идет не только о том, чтобы заниматься тем, что делают все остальные. В момент потенциальной опасности люди демонстрируют более быструю реакцию. Плохие новости обычно подразумевают необходимость что-то изменить и не в теории, а на практике действовать определенным образом.
Люди не реагируют на слова с позитивной эмоциональной окраской
В ходе других экспериментов было выявлено, что реакция людей на такие слова, как «бомба», «война», «рак», в большинстве случаев быстрее. А, например, понятия «смех», «ребенок», «веселье» остаются практически без внимания.
Но есть и другая оценка результатов, полученных исследователями в канадском университете. По мнению психологов, обычно люди полагают, что мир может быть лучше, и, как правило, свою жизнь считают лучше жизни других. Таким образом, плохие новости и несовершенства мира, который мы идеализируем, вызывают у нас больший интерес и даже подчас шокируют нас. Завершить эту статью следует словами, которые венчают отчет авторов рассмотренного выше эксперимента: «На поверхности, которую мы считаем белой, черные точки более заметны».