После того как Россия в ответ на введенные США и Европейским союзом санкции объявила о жестких ограничениях на импорт зарубежного продовольствия, в Интернете моментально появились снимки времен заката Советского Союза с пустыми полками магазинов (тогда вместо таких картин можно было увидеть также километровые очереди за только что привезенной колбасой). Мол, поздравляем с возвращением в СССР! Идеологически он уже почти восстановлен, теперь настало время для практических дел с целью реставрации утраченных ощущений. Критики Путина подчеркивают, что подготовленные Кремлем санкции отличаются тем, что они, прежде всего, вредят и осложняют жизнь гражданам своей страны, а только потом – каким-то иностранным «капиталистам». Сейчас у Путина будет достаточно забот, потому что еда ведь одна из основных потребностей человека, и подданные вряд ли смирятся с тем, что придется отказаться от множества любимых продуктов (так же, как сейчас многим приходится отказываться от привычных зарубежных путешествий, поскольку из-за санкций Запада обанкротилось много туристических фирм). Однако это, скорее всего, заблуждение.
Некоторое время назад я в кругу сведущих в политике людей задал вопрос: приносили ли когда-нибудь экономические (и одновременно, разумеется, политические) санкции быстрый и эффективный результат? А именно: пал ли режим, против которого они были направлены, или, по меньшей мере, изменил ли он свою политику, сделав ее более уступчивой? Ни одного убедительного примера я так и не услышал. Как бы неприятно это ни было, зачастую такое развитие событий даже оказывается выгодным лидеру соответствующего государства, потому что все это очень легко использовать для создания образа «внешнего врага» и для других пропагандистских нужд. Ранее, может быть, приходилось оправдываться за различные экономические и социальные проблемы, возникшие из-за неумелого хозяйствования, а теперь остается лишь показать пальцем в сторону Запада: «Виноватые там!». Средства массовой информации сообщают, что политику Путина сейчас поддерживает примерно 87% жителей России – такого высокого рейтинга у него никогда не было. Ожидаемые трудности? Большинство народа потерпит, элита найдет обходные пути, чтобы сохранить привычные блага, а те, для кого это будет крайне неприемлемо, уедут из России.
Экономические санкции – это не совсем то же самое, что практиковавшийся в древние времена метод боя – «окружение», означавший, что войска окружают какой-то город или крепость, блокируя поставки продовольствия и всех необходимых вещей в надежде на то, что это ослабит защитников, и они со временем будут вынуждены сдаться. Это была часть военной операции, в то время как современные экономические санкции, скорее, являются заменителем войны. В истории 20-го века были различные широко известные экономические санкции, н достаточно назвать государства, против которых они были направлены, – Иран, Северная Корея, Куба, – чтобы сделать вывод: говорить о скорых результатах нет причин. Наверное, наиболее жесткие санкции пришлось пережить Израилю, когда Лига арабских государств объявила против него трехуровневый бойкот для подрыва экономики. Во-первых, бойкот произведенных в Израиле товаров и услуг; во-вторых, бойкот тех иностранных фирм, которые сотрудничали с Израилем. В-третьих, бойкот тех компаний, которые поставляли Израилю свои товары. Возможно, это были самые жесткие санкции в истории – всеобъемлющие и хорошо скоординированные, однако они не достигли желаемого арабами результата, потому что Израиль переориентировал свою экономику и нашел различные способы для обхода санкций. Многие иностранные компании, оказавшись перед лицом выбора, делали его в пользу Израиля, а не рынка арабских стран, оставляя его конкурентам (к примеру, американская компания по производству газированных напитков Coca cola предпочла израильский рынок, а арабам досталась Pepsi).
Впрочем, это не так, что при помощи экономических мер вообще ничего невозможно добиться. Тут стоит напомнить, что многие считают главной причиной развала СССР резкое падение (искусственно вызванное?) цен на нефть в 80-е годы. Возможно, и сейчас для России и Путина именно падение цен на нефть и газ было бы самым болезненным ударом, но это требует пересмотра международных отношений, в частности, к примеру, отказа от нынешнего отношения к Ирану. Готов ли Запад к этому?
Всем упомянутым я не хочу сказать, что санкции Запада против России были не нужны, или что Латвии надо было активно возражать, зная, что последуют ответные шаги, и пострадают, в том числе и наши предприниматели. В рамках возможностей правительство должно оказать им поддержку и помочь переориентироваться, правда, с учетом того, что предпринимательство это риск, в особенности, если оно связано с государствами, не отбросившими имперские амбиции.
Нынешнюю ситуацию нередко сравнивают с «холодной войной», и нужно оценить то, что на этот раз мы не там – не вместе с реставрируемым СССР.
Перевод: Лариса Дереча.