Всемирный банк (ВБ) подсчитал, что Индия стала третьей экономикой в мире по паритету покупательной способности, вытеснив с этой позиции долго занимавшую ее Японию. Впереди Америка, создающая 17,1% мирового ВВП. Второй Китай с 14,9%. Япония довольствуется 4,8%, а Индия вышла на уровень 6,4%, и можно предположить, что вскоре ее вклад в мировое хозяйство станет еще больше, хотя в прошлом году рост ее экономики составил всего 5%.
Однако социальные показатели страны при этом ухудшаются. Почти каждый третий индус живет за международной чертой бедности, тратя на жизнь меньше $1,25 в день. Больше того, по данным Всемирного банка, в Индии проживает примерно треть беднейшего населения мира.
Таким образом, в крупнейших экономиках планеты люди не обязательно живут лучше других. Вот в Японии ВВП на душу населения в 2013 году составил $36315, а в Индия – всего лишь $5410.
Честно говоря, в успехе Дели поучаствовал и сам Токио. В 70-ые годы прошлого века инвестиции крупной японской корпорации «Suzuki Motors» поспособствовали развитию автомобильного производства в стране и ее общему технологическому рывку. С той поры поддержка со стороны Японии не прекращалась, и даже сейчас Индия является крупнейшим получателем японской помощи, что можно объяснить желанием Токио уравновесить в регионе экономическое и политическое влияние Китая.
Конечно, для столь густо населенного государства очень важна ситуация в сельском хозяйстве. Хотя в Индии быстро развивается промышленность, это прежде всего сельскохозяйственный край – в аграрном секторе трудится около половины населения страны. Однако в связи стехнологической отсталостью и недостатком инвестиций он с трудом удовлетворяет ее продовольственные потребности.
С проблемами сталкивается и японская экономика. Длительная политическая нестабильность, большой государственный долг и растущая нагрузка на работающих граждан по причине старения населения не сулят ей ничего хорошего.
Руководство Японии только недавно начало решительно реагировать на негативные экономические тенденции. После того, как в 2012 году к власти пришел премьер-министр Синдзо Абэ, в экономике наметились перемены к лучшему, но неизвестно сколь долгосрочным будет их эффект. Например, в апреле правительство повысило налог на добавочную стоимость с 5 процентов до 8, что может сократить внутреннее потребление и замедлить экономический рост.
В 2014 году госдолг Японии превысил $10,5 трлн., что составляет 230% от ВВП страны, и хуже всего то, что этот процент продолжает расти, все сильнее парализуя экономику страны. Кроме того, на ней негативно отражается рост числа пенсионеров, требующих дополнительных расходов на свое содержание (как и в большинстве развитых стран в Японии приоритет исторически отдавался образованию и карьере, а не созданию семьи). И хотя общая эффективность производства растет, население продолжает стареть, и трудоспособных граждан становится все меньше.
Между тем, в Индии таких много, и большинство из них (включая высококвалифицированных специалистов) готовы работать за более низкую зарплату, чем европейцы или американцы, что актуально для бизнеса. Кроме того, благодаря исторически близким отношениям между Индией и Великобританией около 350 млн. индусов говорят по-английски, поэтому неудивительно, что страна привлекает многих бизнесменов – в том числе японских.
Сегодня Япония занимает четвертое место по объему инвестиций в индийскую экономику. Как отмечает местное издание «The Economic Times», множество инфраструктурных мегапроектов в Индии не обходятся без японской помощи: метро в Дели, индустриальные коридоры Дели-Мумбаи и Ченнай-Бангалор и так далее. Тесным связям между двумя странами способствуют и близкие личные отношения их премьеров – С. Абэ и Н. Моди, которые схожи в своих взглядах на прогрессивные экономические реформы. В Японии новый курс называется «Абэномикой», а в Индии – «Модиномикой».
Суть «Абэномики» составляют три направления: смягчение монетарной политики, фискальное стимулирование и сосредоточение на структурных реформах. Если экономическая либерализация пройдет успешно, она может стать ключом к решению части японских проблем. Правда в Японии медленно увеличивается внутреннее потребление, буксует экспорт в развивающиеся страны (2/3 всего экспорта страны), а самое главное – нужно больше трудоспособного населения. Даже будучи закоренелыми трудоголиками, самостоятельно японцы свою экономику долго тянуть вперед не смогут.
Япония по-прежнему является однородной, закрытой страной. Хотя во второй половине ХХ в. это позволило ей стать одним из мировых экономических гигантов, в глобальном мире XXI в. такое положение дел Токио все чаще мешает. Японский институт населения и социальной безопасности прогнозирует, что в 2048 году число жителей страны упадет ниже отметки в 100 млн. человек, а в 2060-м японцев будет всего 87 млн. Поэтому Япония стремится к тому, чтобы по крайней мере до 2070 года в ней осталось не меньше 100 млн. жителей. С этой целью создаются благоприятные условия для рождения детей, а семьям с тремя детьми и более будут предоставлены различные льготы. Тем не менее, уже сейчас ясно, что этого мало.
Хотя большинство японцев скептически относятся к иммиграции, проведенные исследования показывают: Япония должна впускать около 200 тысяч мигрантов ежегодно, чтобы достичь желаемого показателя рождаемости – 2,07 ребенка на одну женщину. А для достижения иных целей иностранцев нужно еще больше. Однако в 2010 г. их в Японии легально проживало всего 2,1 млн (70% из которых – китайцы, филиппинцы и корейцы), поэтому 200 тысяч иммигрантов ежегодно - для японцев большая цифра.
Больше того, японский торговый баланс в прошлом году впервые с 1980 г. года стал отрицательным. Это в немалой степени связано с тем, что многие национальные компании переносят производство за границу, что подрывает экономику страны и создает напряженность на рыке труда. По мнению британского «Economist», примерно треть японской продукции производится за пределами Японии, т.е. в два раза больше, чем двадцать лет назад. И данная тенденция к сожалению лишь усиливается.
Свободно дышать японской экономике мешают и высокие налоги. Эффективная ставка налога на прибыль (англ. effective corporate tax rate) достигает 41 процента (самый высокий показатель среди стран G20). Это негативно сказывается на конкурентоспособности Японии, ведь, например, в соседней Южной Корее этот налог в два раза меньше. Многих японских промышленников привлекает и Таиланд, у которого подписаны торговые договора, позволяющие экспортировать продукцию беспошлинно.
Эти тенденции, скорее всего, никуда не исчезнут, хотя есть надежда, что они замедлятся. Этому в частности может поспособствовать облегчение налогового бремени (уже делается) или ослабление японской иены.