Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Израиль ослабляет себя жестокостью своих ударов

Нельзя отказать Израилю в праве на оборону от террористической организации, но соответствует ли цивилизованным нормам бойня мирного населения?

© East News / eyevine/Felix ClayМарио Варгас Льоса
Марио Варгас Льоса
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Даже выиграв все войны, Израиль становится все более слабым, поскольку утратил образ героической и демократической страны, превратившей пустыни в цветущие сады, сумевшей создать свободную систему и принять в свое лоно людей различных культур, говорящих на разных языках и приехавших изо всех уголков земного шара. Он стал превращаться в полицейское государство.

Марбелья. — Я пишу эту статью на второй день после прекращения огня в Газе. Израильские танки ушли из сектора Газа, прекратились обстрелы и пуски ракет, обе стороны обсуждают в Каире продолжение перемирия и заключение масштабного соглашения, которое обеспечит мир между противниками. Первое, без сомнения, возможно, особенно сейчас, когда Биньямин Нетаньяху сообщил о своем удовлетворении («миссия выполнена», заявил он) результатами месячных боев, однако, второе — долгосрочный мир между Израилем и Палестиной — пока что представляет собой недостижимую цель.

Итоги этой четырехнедельной войны (на данный момент) следующие: 1867 убитых палестинцев (среди них 427 детей) и 9563 раненых, полмиллиона беженцев и около 5000 разрушенных жилищ.

Израиль потерял убитыми 64 военных и трех гражданских. Боевики ХАМАС выпустили по его территории 3356 ракет, из которых 578 были перехвачены силами ПВО, а остальные нанесли лишь материальный урон.

Никто не может отказать Израилю в праве на оборону от террористической организации, угрожающей его существованию, но возникает вопрос, соответствует ли цивилизованным нормам подобная бойня против мирного населения, когда наносят удары по школам, больницам, мечетям и пунктам ООН для размещения беженцев. Эти массовые убийства и уничтожение гражданских объектов ведутся в прямоугольнике площадью 360 квадратных километров, который Израиль подвергает медленному удушению с помощью сухопутной, морской и воздушной блокады, установленной в 2006 году, в результате чего население Газы не имеет возможности импортировать и экспортировать, заниматься рыболовством, получать помощь. Одним словом, оно лишено элементарных условий выживания. Я знаю об этом не понаслышке, поскольку два раза был в Газе и своими глазами наблюдал жизнь народа, неописуемую нищету и отчаяние, овладевающее людьми, которые находятся в этой мышеловке.

В качестве официальной причины вторжения в сектор Газа упоминалась необходимость защиты израильского общества от ХАМАС. Достигла ли израильская армия эту цель, разрушив 32 потайных туннеля? Нетаньяху говорит, что да, но прекрасно знает, что лжет. Скорее наоборот: вместо того, чтобы окончательно отделить гражданское население Газы от террористической организации, эта война вернет народную поддержку ХАМАС, которую боевики стремительно утрачивали вследствие своей неудачной деятельности в правительстве Газы и безумного фанатизма. В результате ХАМАС был вынужден пойти на объединение со своим злейшим врагом Аль-Фатах, не иметь своих представителей в правительствах Палестины и Газы и даже согласиться на признание Израиля, чего от него потребовал Махмуд Аббас, президент Палестинской национальной автономии.

Девочка, раненная во время авиаудара Израиля по городу Рафа


К сожалению, увядающий ХАМАС вышел окрепшим из этой трагедии. Его подпитывают злоба, ненависть и жажда мести, которую сократившееся население Газы должно испытывать к израильтянам после нескольких недель страшной мясорубки. Трупы детей и обезумевшие от горя матери, которые пытаются найти своих детей среди развалин, взорванные школы и больницы («Безнравственный и преступный шаг», как сказал об этом Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун) лишь приведут к увеличению числа фанатиков, мечтающих о том, чтобы стереть Израиль с лица Земли.

Самое ужасное в этой войне заключается в том, что она отнюдь не разрешает, а усугубляет палестино-израильский конфликт, являясь очередным звеном в нескончаемой цепи терактов и вооруженных столкновений, которые рано или поздно могут распространиться на весь Ближний Восток и вызвать настоящую катастрофу.

Правительство Израиля еще со времен Ариэля Шарона убеждено, что переговоры с палестинцами невозможны и, соответственно, Израиль может установить мир только с помощью силы. Поэтому, даже делая протокольные заявления о приверженности принципу двух государств, Нетаньяху саботировал практически все попытки сесть за стол переговоров, как это случилось и с теми, проведению которых хотели способствовать президент Обама и госсекретарь Джон Керри, как только вступил в должность в апреле прошлого года. Именно по этой причине он поддерживает - иногда без лишнего шума, а иногда под грохот выстрелов - строительство еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, который теоретически должен входить в состав Палестинского государства.

К сожалению, эта политика пользуется большой поддержкой израильских избирателей, умеренная, прагматичная и демократически настроенная прослойка которых (в частности, движение «Мир сейчас»), выступавшая за мирное разрешение конфликта за столом переговоров, сократилась настолько, что превратилась в меньшинство, не оказывающее сколько-нибудь заметного влияния на государственную политику. Следует признать, что все еще раздаются голоса таких людей, как Давид Гроссман, Амос Оз, Авраам Б. Иегошуа, Гидеон Леви, Этгар Керет и многих других, кто спасает честь Израиля, выражая свой протест и заявляя о своем несогласии. Но надо помнить также и о том, что этих голосов с каждым разом все меньше, и они находят все меньший отклик у общественности, среди которой все больше распространяются авторитарные и экстремистские взгляды. (Известно, что в самом правительстве Нетаньяху есть такие министры, как Авигдор Либерман, считающие его чересчур мягким и угрожающие отказать ему в поддержке своих партий, если он не займет более жесткую позицию в отношении врагов). Ослепленные непререкаемым военным превосходством Израиля над соседними странами, в особенности над Палестиной, они считают, что жестокость, подобная той, что была учинена в Газе, обеспечивает безопасность Израиля.

Но истина заключается в прямо противоположном. Даже выиграв все войны, Израиль становится все более слабым, поскольку он утратил образ героической и демократической страны, превратившей пустыни в цветущие сады, сумевшей создать свободную систему и принять в свое лоно людей различных культур, обычаев, говорящих на разных языках и приехавших изо всех уголков земного шара. Но затем он стал превращаться в полицейское государство, захватывающее чужие земли и угнетающее другие народы, не обращающее внимания на призывы международных организаций, надеясь лишь на безусловную поддержку США и на собственную военную мощь. Политически замкнувшись в себе, израильское общество не может представить те ужасные последствия, которые вызвали в арабском мире картины обстрелов гражданского населения Газы, разорванных на куски детей, городов, превращенных в руины, а также то, как все это превращает страну-жертву в страну-палача.

Урегулировать палестино-израильский конфликт можно не военными действиями, а политическими переговорами. Это сказал и привел весьма убедительные доводы Шломо Бен Ами, занимавший должность министра иностранных дел Израиля именно тогда, когда переговоры с Палестиной (они проходили в Вашингтоне и Табе в 2000-2001 годах) вот-вот должны были принести ощутимые результаты (этому помешал неразумный отказ Арафата принять те большие уступки, на которые пошел Израиль). В своей статье «Ловушка Газы» (El País, 30/07/2014) он пишет, что «продолжение палестинского конфликта расшатывает нравственные устои Израиля и его международное положение», а также, что «главная задача Израиля состоит в том, чтобы увязать свою военную тактику и дипломатию с четко обозначенной политической целью».

Дай Бог, чтобы благоразумные и здравомыслящие голоса, подобные Шломо Бен Ами, в конце концов были услышаны в Израиле. Дай Бог, чтобы мировое сообщество в будущем действовало более энергично с тем, чтобы не допустить того ужаса, который только что пережил сектор Газа. Холокост XX века лег на Запад несмываемым пятном позора и ужаса. Так пусть же не произойдет того же самого в XXI веке с многострадальным палестинским народом.