Пока экономика Латвии не много пострадала в связи с событиями на Украине, но ситуацию может изменить ослабление экономики и ответные санкции России. 40 миллиардов евро — такова сумма убытков, которые, по подсчетам Европейской комиссии, может понести Европа из-за введенных санкций против России. Это существенно превышает прогнозируемые убытки России, приблизительный размер которых 23 миллиарда евро. Однако гибель пассажирского самолета на контролируемой пророссийскими сепаратистами территории исчерпал терпение осторожного прежде Европейского союза. Кроме того, ожидаемые убытки для ЕС в целом все же будут менее болезненными, чем для России, потому что их объем составит всего лишь 0,3% от ВВП блока, в то время как ущерб России достигнет примерно 1,5% от ВВП.
«Мир и стабильность в Европе, а также наша собственная безопасность намного важнее, чем та или иная сделка», — так прокомментировал поддержку Латвии санкциям Европы против России министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс. «В течение полугода статистика в основном не изменилась, и Россия по-прежнему является третьим по величине партнером Латвии по внешней торговле, с которым связано около 80% латвийского транзита. И в энергетике зависимость от России на том же уровне, как полгода назад», — признал министр экономики Вячеслав Домбровскис.
Хотя на прежние санкции со стороны ЕС Россия никаких официальных шагов не предпринимала, они уже оказали заметное влияние на торговлю между Латвией и Россией: в мае латвийский экспорт в Россию сократился на внушительные 16,5%, а импорт из России уменьшился еще ощутимее — на 23,7%.
Экономист Банка Латвии Дайна Пелеце объясняет резкие перемены как ослаблением рубля, так и изменением спроса в России. «Одна из причин — падение стоимости российского рубля, что снизило покупательскую способность потенциальных клиентов, а также уменьшение активности российской экономики в первом квартале», — подчеркнула Пелеце. Уменьшение покупательской способности одной из причин сокращения экспорта в Россию считает также руководитель Центра содействия сельскохозяйственному рынку Ингуна Гулбе, которая полагает, что к негативным последствиям привела и политическая атмосфера в России. «В России сейчас все ресурсы — как интеллектуальные, так и финансовые — нацелены на другие направления, например, на Украину. Это означает, что покупательская способность жителей не может расти, потому что не растут ни пенсии, ни пособия, ни зарплаты, поскольку финансовых ресурсов в государстве нет», — констатировала Гулбе. Она добавила, что российская пропаганда продолжает работать против нас, потому что «мы выразили свое отношение — на чью сторону мы встали в российско-украинском конфликте».
В отличие от предприятий продовольственной отрасли, явно зависящий от России транзитный сектор в этом году особых неблагоприятных последствий из-за обострения отношений пока не ощутил, и, к примеру, Латвийской железной дороге в первом полугодии удалось достичь хорошего результата по перевозкам — 30,8 миллиона тонн. В том случае, если такой объем сохранится и во втором полугодии, то будет установлен рекорд по объему грузов, сказал руководитель предприятия Угис Магонис.
Правда, и осторожный в своих высказываниях руководитель Латвийской железной дороги не скрывает, что рассчитывает на возможное падение грузоперевозок. С санкциями или без них - перевозки из России уменьшатся в любом случае, потому что, во-первых, ЕС не желает покупать в России так много угля, и, во-вторых, в России стремительно развиваются отечественные порты. «На краткосрочную перспективу мы не видим особых угроз, потому что грузы должны куда-то идти. Но если будут санкции четвертого уровня, в рамках которых Европа определит, что мы больше не закупаем российские энергоресурсы, то мы останемся с 20-25% грузов», — отметил Магонис.
Перевод: Лариса Дереча.