Владимир Путин в 1980-е годы прожил пять лет в бывшей социалистической Германской Демократической Республике, работая в качестве разведчика советского КГБ. Он гордится тем, что понимает Германию. Однако президент России допустил серьезный просчет в том, что касается оценки настроения и степени решимости канцлера Германии Ангелы Меркель в отношении украинского кризиса. Видимо, опыт, накопленный им, устарел.
Когда в прошлом месяце 28 стран-членов ЕС договорились о введении жестких санкций против России из-за того, что Москва оказывает поддержку вооруженным сепаратистам, воюющим в Восточной Украине, Кремль был шокирован. Путин рассчитывал, что канцлер Германии выступит против любых действий, которые могут иметь серьезные последствия для немецких экспортеров.
Он ошибся. Берлин сам предложил пакет санкций. Во внешнеполитическом курсе, проводимом Ангелой Меркель и главой МИД ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером, приоритетной оказалась решимость создать и сохранить единый европейский фронт.
«Путин — агент КГБ старого образца. Он во всем видит антагонистическую игру. Он запасается разными вариантами действий и пытается расколоть ЕС и Запад, предлагая двусторонние контракты и сделки в сфере бизнеса», — отмечает заместитель председателя фракции ХДС в бундестаге Андреас Шоккенхофф (Andreas Schockenhoff). По словам депутата, «канцлер потратила огромное количество времени и усилий, чтобы выработать единую европейскую позицию и заручиться поддержкой бизнеса».
Путин - не первый мировой лидер, которому не удалось раскусить намерений Меркель. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон тоже ошибся, когда пытался препятствовать назначению люксембуржца Жан-Клода Юнкера на пост председателя Еврокомиссии и добивался поддержки канцлера ФРГ. Однако просчет Путина может оказаться гораздо более серьезным.
Своими действиями на Украине после присоединения Крыма в марте этого года Путин отвратил от себя европейского лидера, способного найти дипломатическое решение. Плана отступления у президента России не было, и Путин окопался.
Сигналы недовольства Москвой из Берлина поступали в течение многих месяцев. С тех пор, как Путин в 2012 году вернулся на пост президента, Меркель неоднократно демонстрировала неодобрение авторитарной и националистической политикой Кремля. Захват Россией Крыма привел ее в смятение, так как Россия в одностороннем порядке перекроила международные границы.
Она окончательно утратила доверие к Путину, о чем свидетельствуют высказывания высокопоставленных чиновников. Меркель посчитала, что он неоднократно лгал ей, утверждая, что Россия не причастна к событиям в Восточной Украине и готова сдержать сепаратистов (лидеры России и Германии более 30 раз беседовали по телефону). А доверие имеет огромное значение для канцлера.
Меркель весьма неохотно взяла на себя роль лидера в продвижении санкций ЕС против России. Ее стремление найти мирное решение проблемы осуждали Киев, Лондон и Вашингтон: они сочли, что Меркель — сторонница Москвы. Но она всегда предельно четко указывала на то, что Россия должна пойти на компромисс, иначе ей грозят серьезные последствия.
На фоне непреклонности Путина жесткая линия поведения канцлера обозначилась не сразу. На самом деле, украинский кризис лишь ускорил процесс переосмысления Берлином внешней политики Германии.
До настоящего времени Германия была главным членом Евросоюза, который занимался кризисом в странах еврозоны, решая вопросы экономической и бюджетно-налоговой политики. При этом она никогда не была лидером в вопросах внешней политики, предоставляя это таким традиционно крупным игрокам, как Франция и Великобритания.
Известный германский аналитик по вопросам внешней политики и политики безопасности Кристоф Бертрам (Christoph Bertram) считает, что кризис в еврозоне и «чрезвычайная слабость других европейских государств» (он слишком вежлив, чтобы прямо указывать на Лондон и Париж) вызвали дебаты о необходимости самоутверждения Германии и усиления ее напористости.
«Немцы не очень стремились к этому, — говорит он. — Они оказались в таком положении вопреки своему желанию». Страна, которая всегда предпочитала роль ведомого, а не ведущего в вопросах внешней политики, вдруг оказалась вынуждена «подняться на капитанский мостик и время от времени брать в свои руки штурвал».
Штайнмайер попросил Бертрама провести обзор внешней политики Германии. Этому предшествовала широко разрекламированная речь Йоахима Гаука (Joachim Gauck) на мюнхенской конференции по безопасности в январе этого года, когда президент Германии призвал страну взять на себя больше ответственности и проявить готовность действовать активнее, «чтобы гарантировать безопасность, которую ей на протяжении десятилетий обеспечивали другие».
И социал-демократ Штайнмайер, и министр обороны Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen), которая представляет ХДС, партию канцлера, поддержали президента Германии. Но сама Меркель хранила молчание, как она часто делает. Она знает, что упорство во внешней политике не популярно среди избирателей.
Это верно. Опрос, проведенный в мае фондом Кэрбера, показал, что лишь 37% респондентов считают необходимым «более активное» участие Германии в международных кризисах, а 60% полагают, что Берлину надо быть незаметнее. И уж конечно, в Германии очень мало кто поддерживает идею непосредственной отправки военнослужащих в зоны конфликтов. Путин прав, полагая, что Берлин не готов к военной интервенции на Украине, но он ошибается, если считает, что речь идет о полном бездействии.
Путин недооценил Меркель, потому что она по своей натуре стремится занимать выжидательную позицию. Она - прагматик, который ищет пути решения проблем и сторонится идеологии. Хотя это выражение приводит в замешательство большинство немецких политиков, она знает, что есть такая вещь как «национальные интересы».
Что касается Украины, то это означает ее готовность выступить против своевольной перекройки признанных международным правом границ, даже если это грозит издержками национальной экономике. Речь здесь идет о безопасности и благополучии, а это предусматривает европейскую солидарность, отстаивание законности и прав человека, а не только защиту экспортных рынков.