Более жесткие торговые санкции в отношении России со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов, судя по всему, вызовут падение там и без того скатывающегося вниз автомобильного рынка, тогда как любые ответные меры, как это ни парадоксально, окажутся выгодными для альянса Renault-Nissan, в наибольшей степени связанному с этой страной, испытывающей экономические проблемы.
Компании General Motors и Ford также имеют значительные производственные мощности в России, хотя ни одна из них не экспортирует сделанные там автомобили.
Новые санкции не будут иметь прямого влияния на автомобильную промышленность, однако они ослабят экономику в целом, и в результате пострадают все отрасли.
По данным компании IHS Automotive, продажи автомобилей в России уже падают в первом полугодии, тогда как проблемы в экономике, снижение потребительского доверия и падение курса рубля привели к повышению цен на импорт, в том числе автокомпонентов. Продажи автомобилей снизились на 7,6% в первой половине текущего года, включая резкое падение на 17,3% в июне. Все это вызывает озабоченность и свидетельствует о том, что продажи автомобилей существенно сократятся во втором полугодии, отмечается в докладе.
В другом докладе, подготовленном компанией PriceWaterhouseCoupers, говорится о том, что сокращение продаж автомобилей в России может составить от 8% до 12% в этом году, а количество проданных машин будет находится в диапазоне от 2,3 миллиона до 2,4 миллиона. В опубликованном в январе этого года докладе PWC было предсказано падение продаж на 3%. В прошлом году падение составило 5,5%, а всего было продано 2,6 миллиона автомобилей — после трех лет подряд значительного роста продаж.
Последние санкции Евросоюза и Соединенных Штатов направлены против финансового, энергетического и оборонного сектора. Компания IHS Auto отметила, что производственный сектор пока напрямую не был затронут, хотя давление на кредитные организации, возможно, уже оказало определенное воздействие.
«Пока нет санкций, имеющих прямое отношение к промышленному производству или непосредственно затрагивающих производство и продажу автомобилей в России. Не затронуты также российские предприятия, экспортирующие свою продукцию в Соединенные Штаты или Евросоюз», — подчеркивается в докладе компании IHS.
Европейские производители рассчитывали на увеличение продаж и прибыли в России, что могло бы компенсировать последствия все более жесткой конкуренции у себя дома.
Французско-японский альянс Renault-Nissan на сегодняшний день инвестировал больше всего средств в России, и сегодня вместе с несколькими местными партнерами он контролирует 74,1% активов АвтоВАЗа.
Россия заявила о том, что она не планирует ответных мер, однако компания IHS считает, что новый раунд санкций окажет более сильное негативное влияние на российскую экономику и, следовательно, на работающих в России иностранных производителей.
Довольно странная особенность сложившейся ситуации состоит в том, что альянс Renault-Nissan может получить выгоду от любых ответных действий России.
«Если российское правительство, действительно, решит принять ответные карательные меры, затрагивающие интересы иностранных производителей, то это, на самом деле, может обернуться благом для АвтоВАЗа и Renault-Nissan, и тогда, потенциально, ситуация окажется более сложной для иностранных (фирм), намеревающихся производить автомобили в России или импортировать их в эту страну. Вместе с тем, на нынешнем этапе подобный сценарий не представляется вероятным», — отмечается в докладе компании IHS.
В ближайшей перспективе новые санкции, вероятно, вызовут рецессию в российской экономике в 2014 году, поскольку внутреннее потребление сдерживается жесткой кредитной политикой, высокой инфляцией, а также ухудшением доверия потребителей и бизнеса, подчеркивается в докладе компании IHS Auto.
Ранее в этом году эксперты консалтинговой компании в области промышленности Roland Berger отметили, что существовавшие ранее надежды на увеличение продаж автомобилей в России к 2020 году до 4 миллионов в год, в настоящее время корректируются в сторону понижения, но, тем не менее, российский рынок все еще остается крупным источником получения прибыли для автопроизводителей.
«Россия была и продолжает оставаться одним из главных десяти рынков со значительным потенциалом», — подчеркнул сотрудник компании Roland Berger Юрген Реерс (Jurgen Reers).
В середине июля Россия запретила российским государственным и муниципальным организациям приобретать сделанные за границей автомобили. Компания Bloomberg News, ссылаясь на РИА-Новости, сообщила о том, что введенный запрет будет распространяться только на машины, произведенные за пределами России, а не на автомобили иностранных брендов, изготовленных в России, если они выполняли требования по локализации производства. Компании General Motors и Ford также имеют крупные предприятия в России, однако ни одна из них не экспортирует произведенные внутри страны автомобили и не использует большое количество российских автокомпонентов для своих глобальных операций. У GM есть свой завод в Санкт-Петербурге, а также совместное предприятие с АвтоВАЗом в Тольятти.
Завод компании Ford в Санкт-Петербурге производит для продажи внутри России небольшую модель Focus, а также среднеразмерный седан Mondeo на совместном предприятии (50% на 50%) со своим партнером компанией Sollers. Это совместное предприятие также занимается сборкой других машин из импортируемых деталей.
Зависимость ВВП России от Европы составляет 15%, тогда как зависимость Европы от России составляет всего 1%.