Обострение застарелого конфликта вокруг Нагорного Карабаха вызвало целую россыпь вопросов и комментариев самого разного толка: гео— и внутриполитических, военных, гуманитарных. Ну и, конечно же, экономических, которые сводятся к рассуждениям на тему: кому происходящее выгодно в материальном плане — как бы цинично и кощунственно это ни звучало применительно к трагедии, в которой гибнут люди. Не претендуя на полноту оценок, попробуем обозначить некоторые точки экономических интересов, связанных с азербайджано-армянским конфликтом.
Сомнительный союз
Прежде всего обращает на себя внимание некоторая новая ситуация, в которой стороны подошли к нынешнему обострению отношений. В Баку не скрывают, что опасаются скорого вступления Армении в Евразийский союз.
Азербайджан опасается, что в результате Армения официально перейдет под военную опеку России, что может привести к фактической потере Карабаха. Тем более что в Ереване надеялись до последнего времени: пригласив Армению в Таможенный союз, Россия, Казахстан и Белоруссия де-факто могут признать, что территория Карабаха также будет относиться к этому союзу. Между тем ООН однозначно признает Нагорный Карабах территорией Азербайджана. Что характерно, тема Нагорного Карабаха не обсуждалась ни при вступлении Армении в ВТО, ни во время переговоров с Евросоюзом о создании зоны свободной торговли. В ВТО Армения вступила в границах, не включающих также семь районов, находящихся под ее контролем.
Со своей стороны, Москва явно стремится избежать лишней «головной боли». Москва действительно не заинтересована в том, чтобы в нынешней фазе противостояния России и Запада привлекать в Евразийский экономический союз территории, имеющие статус непризнанных республик — таких как Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия.
Газовая петля
Но если фактор возможного вступления в Таможенный союз является козырем в колоде Армении, то у Баку тоже есть свои козырные карты на руках, которые страна может потенциально очень сильно разыграть на геополитическом поле.
Дело в том, что Европейский союз на волне конфликтных отношений с Москвой прилагает большие усилия для того, чтобы диверсифицировать поставки газа, снизив свою энергетическую зависимость от российского «Газпрома».
Европа хочет видеть на этом направлении других поставщиков, а их не так уж и много — в их числе и Азербайджан. Об этом, в частности, открытым текстом заявил во время своего недавнего визита в Баку министр энергетики Великобритании Майкл Феллон.
Предполагается, что азербайджанский газ должен пойти по газопроводу ТАР (Трансадриатический газопровод), который включает поставки из Каспийского региона через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии, а затем в Западную Европу — в обход России.
Кроме того, существует проект Трансанатолийского газопровода TANAP, по которому газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз должен также поступать в Европу.Кстати, этот газопровод будет стоить, по прогнозам, 7 миллиардов долларов, что более чем в два раза дешевле российского проекта «Южный поток», стоимость которого оценивается в 15 миллиардов долларов.
Эксперты энергетического рынка не сомневаются в том, что азербайджанский газ будет напрямую конкурировать с российским газом в Европе. Вопрос лишь в том, как быстро это произойдет. Некоторые российские эксперты не верят в то, что Баку успеет запустить свои газопроводы уже через 4-5 лет, как планирует, и первые кубометры газа из Азербайджана реально попадут на европейский рынок не ранее 2023-2024 года.
Кому выгодно?
Европейские эксперты напрямую связывают перспективы разворачивания азербайджанских газопроводов с вопросами военного или мирного разрешения ситуации вокруг Нагорного Карабаха. По их мнению, Баку будет проще реализовывать свои газопроводные проекты в условиях мира и отсутствия необходимости отвлекать серьезные финансовые ресурсы на военные цели. Да и для международных инвесторов, которым наверняка интересны газовые проекты Азербайджана, ситуация мира гораздо более комфортна с точки зрения потенциальной сохранности их вложений.
Ясно, что обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном — это прямая угроза энергетическим коммуникациям между Южным Кавказом и Европой. В связи с этим многие горячие головы в ЕС утверждают, что конфликт этот в известной степени выгоден России, которая наглядно демонстрирует Европе, как легко Старый Свет может оказаться в ситуации энергетической блокады, если «легкомысленно» откажется от российского газа.
Со своей стороны, многие прокремлевские эксперты в Москве уверены, что вокруг Нагорного Карабаха «воду мутят» Соединенные Штаты, которым выгодно снижение роли России в регионе и провал газпромовского проекта «Южный поток». Намерения же Москвы в регионе, по уверениям этих экспертов, носят исключительно мирный характер, лишним доказательством чему является тот факт, что российский президент оперативно взял на себя функцию миротворца, едва только карабахский конфликт разгорелся с новой силой.
Как бы то ни было, Азербайджан ясно дал понять, что, во-первых, сотрудничать с ЕС на уровне ассоциативного соглашения не собирается, а во-вторых, что не готов портить отношения с Россией ни из-за крымского прецедента, ни ввиду потенциального вступления Армении в Евроазиатский экономический союз.
Сквозь призму санкций
Еще один фактор, который оказывает, пусть косвенное, но все-таки достаточно серьезное влияние на ситуацию — это санкции, введенные странами Запада против России. Весьма показательная дискуссия по поводу санкций развернулась в Армении, для которой этот вопрос, с учетом ее сильнейшей зависимости от Москвы, стоит куда острее, чем для многих других государств региона.
Посольство США в Армении предупредило и ереванские власти, и местные бизнес-структуры о рисках при сотрудничестве с российскими компаниями и физическими лицами, попавшими в санкционный список Соединенных Штатов из-за украинского кризиса. Ереван со своей стороны может и рад был бы прислушаться к настойчивым рекомендациям из-за океана, но реальность такова, что в экономическом смысле Армения весьма сильно зависит от Москвы. Скажем, российский «Газпром» контролирует 100 процентов газоснабжения Армении, а местная банковская система практически полностью опирается на кредиты, полученные от крупнейших российских банков. Разрыв этих связей грозит Армении быстрым и практически неизбежным экономическим коллапсом.
Другой вопрос, что официальный Ереван может использовать предупреждение США как очередной повод потребовать у Москвы повышенную «плату за лояльность» — то есть, новых экономических льгот и вливаний. Впрочем, не факт, что Россия на это пойдет: ей сейчас вряд ли выгодно «раскачивать лодку» на Южном Кавказе,да и со свободными ресурсами, которые можно с легкостью раздавать соседям, нынче «напряженка».
Совсем иначе выглядит на сегодня экономическое положение Азербайджана: страна по темпам экономического развития на голову выше соседней Армении, в первую очередь, естественно, за счет умелого распоряжения нефтяными запасами и использования преимуществ благоприятной ценовой конъюнктуры на энергоресурсы. Международные инвесторы, в том числе из США, вложили в развитие отрасли свыше 60 миллиардов долларов за последнее десятилетие. Не случайно за этот период Баку вышел в число не только региональных, но и мировых лидеров лидеры по экспорту «черного золота».
Таков экономический пейзаж, на фоне которого разворачивается (и очень хочется верить, что все-таки не развернется) нынешняя «битва» вокруг Нагорного Карабаха. Выводы о том, кому может быть выгодно очередное обострение конфликта и чьи экономические интересы могут провоцировать его развитие, читатель пусть делает сам.