Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Полуостров «двойного назначения»

Российская «федеральная программа развития Крыма» — прикрытие для милитаризации региона, которая угрожает всей Европе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разъезжающие по Крыму чиновники и депутаты российской Госдумы рассказывают, что Крыму будут выделяться «такие большие деньги, которых Крыму никогда не давали», хотя реально Москвой запланировано ежегодное использование на развитие Крыма вместе с Севастополем в среднем всего лишь около 90 млрд рублей, да и то они «присутствуют» номинально, поскольку многие проекты будут финансироваться не из федерального бюджета.

Оккупационные власти Крыма на днях заявили о том, что правительством России утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» (ФЦП). Этот факт используется как пропагандистская фишка, особенно сейчас, когда полуостров готовят к так называемым первым российским выборам.

Разъезжающие по Крыму разные чиновники и депутаты российской Госдумы рассказывают, что согласно программе ежегодно будут выделяться «такие большие деньги, которых Крыму никогда не давали», хотя реально Москвой запланировано ежегодное использование на развитие Крыма вместе с Севастополем в среднем всего лишь около 90 млрд рублей, да и то они «присутствуют» чисто номинально, поскольку многие проекты будут финансироваться не из федерального бюджета, а за счет «изыскания разных источников».

Реализация программы предполагается в два этапа. С 2015 по 2017 гг. предполагается использовать 377 млрд рублей; на втором этапе, — 2018—2020 годы, — еще 281 млрд рублей. Программа, как известно, утверждена в «экономном» варианте,  поскольку первоначально рассматривался ее объем более 825 млрд рублей.

14 августа в Ялте как раз планируется большое совещание российских депутатов и министров с участием президента РФ Путина и премьера Медведева. Путин, как пишут, выступит, «с насыщенной речью». Нет сомнения, что в значительной части она будет посвящена разъяснению, какое большое значение крымская программа будет иметь для России. Разберемся же подробней, что же собой представляет новая российская федеральная программа, и в состоянии ли она преобразить Крым, как об этом говорят московские агитаторы?

Стратегическое планирование — практика украинского Крыма

К разработке стратегий развития Крыму не привыкать. Впервые методы стратегического планирования внедрены в работу Совета министров Крыма при Сергее Куницыне инициативной группой молодых ученых под руководством известного ныне на Украине экономиста Андрея Клименко, создавших на то время Агентство регионального развития, позднее выросшее в Таврический институт регионального развития (ТИРР).

Подготовленная ими работа «Крымская стратегия: новый взгляд. Избавление от иллюзий» на период с 2005 до 2015 года на то время была прогрессивным документом. Фактически она «перевернула» карту экономического сотрудничества Крыма и сделала главным вектором развития европейское направление, что открывало не только мир для Крыма, но и Крым для всего мира. К сожалению, ограниченность стратегического мышления тогдашней Украины под руководством Леонида Кучмы не дала в полной мере воплотить эту стратегию в жизнь, хотя она до сих пор не потеряла своего как методического и научного, так и практического значения.

Далее методы стратегического мышления в практику работы министерств и ведомств Крыма внедрялись Анатолием Матвиенко, который пригласил к участию в этой работе Институт экономики и прогнозирования НАНУ и его директора, академика Валерия Гееца. Учеными были наработаны многие прогрессивные взаимосвязи Крыма со странами как СНГ, так и Европы. Впервые по своему экономическому весу сотрудничество с Европой сравнялось, а потом в некоторых направлениях стало преобладать.

Но давление крымской пророссийской оппозиции, функционеров Партии регионов, а затем приход к власти в Киеве «команды» Виктора Януковича и доминирование регионалов, а потом тотальный рост коррупции свели на нет все прогрессивные наработки. Для Партии регионов и ее чиновников во власти фактор стратегического планирования стал просто «модной фишкой».

Позже присланный Януковичем в Крым Василий Джарты привлек к работе по разработке уже новой, еще одной, стратегии огромный коллектив ученых как из Крыма, так и из Киева, в первую очередь — из Национального института стратегических исследований. И они разработали стратегию на период с 2011 до 2020 года, в которой упор был сделан на «модернизационные» сценарии развития украинской автономии. Участие в этой работе, с одной стороны, киевских ученых с прогрессивным экономическим мышлением, сердцевиной которого были модернизация и европейский курс развития, в первую очередь самого Андрея Ермолаева, а с другой стороны — крымских ученых, прежде всего Андрея Клименко и опыт разработки его первой стратегии, обеспечивали и новаторство, и преемственность в стратегическом планировании развития Крыма на протяжении минувшего десятилетия и на два десятилетия вперед.

Но и эта стратегия не была реализована. И не только потому, что Крым стал временно оккупированной Россией территорией. Но и по многим другим причинам. Последнее «региональное» правительство полуострова стало и дальше «дерибанить» его без всякой стратегии.

Программа несистемна

Российская программа не ставит амбициозных задач. Главные цели — всего лишь попытка ликвидации тех прорех и угроз, которые уже возникли при условном отделении АРК от Украины, — крах водоснабжения, кризис энергетики, транспорта, снабжения полуострова ресурсами и продовольствием. То есть аннексия Крыма ликвидировала все те стратегические преимущества, которыми он пользовался от Украины, и в этом отношении Хрущев был куда более прозорливым стратегом, чем Путин и Медведев. Естественно, что восстановить эти потери можно только тем же путем — вернуть Крым Украине, при этом все иные «программы» будут паллиативными мерами, которые не приведут к успеху.

Неспроста российская ФЦП по Крыму не имеет приоритетов, поскольку приоритет России — это перманентная война с соседями, а помимо всех программ Крым молча и ускоренно превращается  в военную базу для этого. Милитаризация в этой программе не показана, поскольку она содержится в секретном военном бюджете России и реализуется без всякой огласки. Обращает на себя внимание и тот факт, подтверждающий данный тезис, что все внесенные в программу проекты являются программами «двойного назначения», то есть в первую очередь это проекты, без которых невозможна военная база, а потом уже, что осталось, — тем могут попользоваться и гражданские  сферы.

Московская программа построена на ряде ошибочных представлений о Крыме, не учитывает не только реалий, но и предшествующего опыта. Например, идея и планирование строительства того же моста через Керченский пролив выписаны как бы с чистого листа и не учитывают двухсотлетнего опыта этого проекта, его особенностей, в результате проект так и не выведен из области фантастики.

В программе нет боли и нет заботы о Крыме, а есть только задача интенсивного использования нового приобретения в своих интересах. Тем более, что в новую ФЦП заложена теперь уже российская коррупционная составляющая. Так, во время обсуждения ФЦП в правительстве России заместитель главы Минфина РФ Сергей Шаталов заявил: «Наше сравнение с расходами по аналогичным направлениям на территории России и по другим подобным проектам за пределами России показывает, что во многих случаях эти расходы по Крыму завышены в два раза, а в некоторых случаях еще больше...»

На Украине уже разрабатывается стратегия поэтапного возвращения Крыма в состав Украины, которая, несомненно, будет поддержана всем цивилизованным миром. А это и есть та внешняя по отношению к агрессивной России, сила, которая сорвет любые «программы» и «стратегии» агрессора.

Комментарий

Андрей Клименко
, председатель Совета Таврического института регионального развития, эксперт «Майдана иностранных дел», главный редактор интернет-портала BlaskSeaNews:


— Я не верю ни  в какие федеральные программы развития Крыма в принципе. Можно с уверенностью утверждать, что никакое развитие Крыма в каких-то очевидных параметрах, то есть развитие там туризма, морского транспорта, какого-то высокотехнологического производства, что очень важно для крымской экономики, и т.д. — все это России не нужно. Поэтому то, что они называют федеральной программой, будет примитивным  перечнем каких-то «хотелок» и обещаний, которые давались, там, например, относительно  ремонта дорог, строительства развязок, того же моста, каких-нибудь опреснительных установок, потому что вменяемой стратегии развития оккупированного региона в условиях долговременных санкций со стороны мирового сообщества и со стороны Украины предложить нельзя. Это, во-первых.

Во-вторых, Крым будет «развиваться» как военная база и будет накачиваться различными видами вооружений, войсковыми частями, а это не является предметом публичной стратегии социально-экономического развития, поэтому программа — это пустой разговор, который не будет иметь никаких последствий.

Если посмотреть историю обещаний, которые давались Крыму из Москвы, особенно перед «референдумом» и в первые два месяца после него, то там это, по сути, «строительство земного рая на одном отдельно взятом острове». Из этих обещаний сегодня уже 80 процентов канули в небытие, точно так же через несколько месяцев уйдет в небытие и эта федеральная целевая программа развития Крыма, и о ней все забудут. На повестку дня встанут какие-нибудь новые проблемы, которые либо естественно возникнут, либо будут вызваны искусственно именно для того, чтобы переключить внимание общества на что-нибудь второстепенное, а за его ширмой делать свои дела, которые интересуют Москву в первую очередь.