Колонна из 280 российских военных грузовиков КамАЗ направляется из Подмосковья к относительно мирному пограничному переходу к северу от украинского города Харькова. Все машины выкрашены в успокаивающий белый цвет, на них нет номерных знаков, и на каждой укреплен флаг Красного Креста. Если верить российским государственным средствам массовой информации, они везут в раздираемую войной соседнюю страну примерно 2000 тонн детского питания, круп, бутилированной воды, спальных мешков, сахара и лекарств.
Если верить российским государственным СМИ, то отчаянное состояние дел на востоке Украины никак не связано с тем обстоятельством, что Москва на протяжении последних месяцев поддерживает, поощряет и вооружает различные вооруженные группировки пророссийских сепаратистов, многие из которых являются россиянами, разведчиками, и даже солдатами, которые размещают в Instagram собственные фотографии за рулем российских зенитно-ракетных комплексов.
Международный комитет Красного Креста, в задачу которого входит координация всех поставок помощи в Луганск и Донецк, утверждает, что понятия не имеет, какие грузы везут на этих КамАЗах, и что она не давала им никакого разрешения даже приближаться к Украине. И тем не менее, грузовики движутся в сторону Украины с легко узнаваемыми флажками Красного Креста на бортах.
Руководитель Красного Креста по Европе и Центральной Азии Лоран Корба (Laurent Corbaz) выступил с заявлением для прессы, в котором утверждает, что его организация не знает, какие замыслы у России. «Конечно, мы слышали об этой российской инициативе, — сказал он, — и мы понимаем, что возможность отправки такой автоколонны обсуждалась российскими и украинскими властями при условии, что ее будут сопровождать сотрудники Международного комитета Красного Креста. Мы сказали, что можем сопроводить колонну, но при этом нам нужны разъяснения относительно механизма и тех практических шагов, которые необходимо осуществить, прежде чем начинать такую операцию».
Иными словами, Путин состряпал очередную стратегию-головоломку, которая сбивает с толку и отвлекает внимание международных СМИ.
Конечно, МККК не испытывает особого удовольствия от того, что его привлекли к столь неоднозначной и путаной схеме по оказанию помощи, реализация которой началась менее чем через двое суток после того, как генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен публично заявил о «высокой степени вероятности» вторжения России на территорию Украины «под предлогом проведения гуманитарной операции».
У России на украинской границе до сих пор находится примерно 20-тысячная группировка войск, а если считать гарнизоны в незаконно аннексированном Крыму (а Киев их непременно считает), то все 45000 тысяч военнослужащих. Войска, бронетранспортеры и грузовики также совершают перемещения в белорусском городе Витебске, и как написал в Daily Beast мой коллега Пьер Во (Pierre Vaux), Украина недавно отвела свои войска от границы примерно на 100 километров, оголив ее для российского вторжения на многих направлениях.
Стоит также отметить, что ночью 8 августа Москва безуспешно попыталась провести еще один свой «гуманитарный конвой» — на сей раз в сопровождении российских военных. Он попытался пересечь украинскую границу, но остановился, немного не доехав до нее. Как заметил один высокопоставленный украинский руководитель, это была «почти реальная катастрофа, почти вторжение». По словам заместителя главы президентской администрации Валерия Чалого, лишь благодаря стремительным «дипломатическим усилиям» украинского президента Петра Порошенко русских удалось развернуть в обратном направлении.
Представитель российского Министерства иностранных дел опроверг это заявление, назвав его очередной «сказкой» Киева. Но польский министр иностранных дел Радослав Сикорский (Radoslaw Sikorski) ничего сказочного в этом не увидел и сообщил в Твиттере: «Зачем русским пытаться доставлять “гуманитарную помощь” на Украину под покровом ночи? Если это законная помощь, почему они не стали ее горделиво демонстрировать?»
Российская пропаганда - это зачастую дело затейливое и путаное, но иногда Кремль выступает с довольно понятными и откровенными заявлениями. Его агитпроп на прошлой неделе показал, что кажущаяся метаморфоза с превращением России из ведущего войны чужими руками Клаузевица в милосердную и всем помогающую Флоренс Найтингейл — это на самом деле военная хитрость, указывающая на некую злобную задумку. Так думают многие российские блогеры, выступающие против Кремля, и по этой причине фотография КамАЗов с троянскими конями сегодня активно циркулирует в Твиттере.
Как я сообщал на прошлой неделе на страницах Foreign Policy, 6 августа российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил на совместной пресс-конференции со своим казахстанским коллегой, что МККК «поддержал» идею российской гуманитарной миссии в разрушенных войной Луганской и Донецкой областях, и что эта организация «будет оперативно прорабатывать практические аспекты реализации данной инициативы».
Это довольно странно, но на тот момент МККК не давал никаких комментариев с подтверждением или с опровержением оценки Лаврова. Возможно, комитет был слишком занят, пытаясь установить местонахождение трех своих сотрудников, которых, как говорят, на прошлой неделе похитили сепаратисты. (Никаких сообщений в СМИ о предполагаемом инциденте не было, а украинские средства массовой информации сообщили о похищении, основываясь на утечках информации из Службы безопасности Украины. МККК не выступал с публичным подтверждением факта задержания своих сотрудников.)
А вчера, 11 августа, началось настоящее дипломатическое шапито с многочисленными противоречивыми сообщениями о характере некоего согласованного плана доставки помощи на Украину. Вашингтон, Киев и Брюссель при этом говорили примерно одно и то же, а вот Россия — нечто совершенно иное. «Президент отметил, что Россия во взаимодействии с представителями Международного комитета Красного Креста направляет на Украину гуманитарный конвой», — говорится в сообщении президентской администрации о телефонном разговоре Владимира Путина с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. Но только Баррозу не упоминал ни о каком конвое, а в расшифровке этого разговора на сайте Еврокомиссии подтверждается твердая позиция ЕС «против любых односторонних военных акций на Украине под какими бы то ни было предлогами, включая гуманитарные».
Свое слово сказало и украинское Министерство иностранных дел, отметившее, что нужны многосторонние усилия по оказанию помощи, которые должны «включать международный компонент, и в частности, гуманитарную помощь со стороны Международного комитета Красного Креста, США, ЕС и России». Высокопоставленный представитель президентской администрации Украины подробнее рассказал об этом Кристоферу Миллеру (Christopher Mill) из Kyiv Post: «Россия будет официально принимать участие в этом конвое, но в нем не будет российских военных, не будет солдат». Это указывает на то, что Порошенко и Путин действительно договорились, но каждая сторона интерпретирует эту договоренность по-своему.
Когда МККК 11 августа, наконец, сообщил, что ему известно о российской «инициативе», он настаивал на том, что конвой должен идти под его руководством как координатора, а также подчеркнул, что никаких конкретных и окончательных решений пока нет. «МККК должен незамедлительно получить от властей Российской Федерации все необходимые подробности относительно этой помощи, включая данные о количестве и типе поставляемых предметов, а также о потребностях в транспорте и складских помещениях, — говорится в заявлении комитета. — Все стороны также должны гарантировать безопасность персонала и транспортных средств МККК на весь срок операции ввиду того, что организация не приемлет вооруженные конвои».
И здесь возникает ряд интересных вопросов, главный среди которых звучит так: кто ведет эти грузовики, если не российские солдаты?
Подсказку на эту тему дает Семен Борисов в популярной российской социальной сети «ВКонтакте». Он называет себя военнослужащим 1117-го зенитно-ракетного полка 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии, который дислоцируется в подмосковном Калининце. В 1991 году эта дивизия принимала участие в неудавшемся военном путче с целью свержения советского президента Михаила Горбачева. Известно, что на одном из ее танков, чей экипаж перешел на другую сторону, стоял Борис Ельцин, когда выступал со своей зажигательной речью перед Белым домом. Поэтому пост Борисова не остался незамеченным, и его перевели мои люди с сайта Interpreter: «Сегодня загружали гуманитарную помощь в КамАЗы на Украину. Воду, медикаменты, консервы, детское питание, спальные мешки, электро-генераторы и еще разное оборудование (полевые кухни и т. д.). Примерно 300 фур, все КамАЗы военные, за пару суток они были перекрашены в белый цвет» (орфография оригинала сохранена — прим. перев.). (Запись Борисова впоследствии была удалена из соцсети без объяснений, однако скриншот оригинала сохранился.)
А еще есть видео, появившееся на YouTub 10 августа, за день до телефонного разговора Путина и Баррозу. Там показаны ряды белых КамАЗов с надписью «медицинская помощь», которые стоят на военной базе. (Там также показаны машины поменьше, похожие на кареты скорой помощи с символом Красного Креста.) Что любопытно, номера у машин еще не сняты. Часть грузовиков припаркована возле мобильной РЛС комплекса С-300, который является одним из самых современных российских образцов зенитно-ракетного оружия большой дальности.
Когда-то Россия грозила поставить эти системы в Иран, а совсем недавно она объявила, что не будет поставлять их в Сирию. Перед грузовиками стоят российские военнослужащие в форме с надписью «военная автоинспекция». Сразу за базой также видны железнодорожное депо и белые многоквартирные дома. Если взглянуть на Google Street View, это похоже на Калининец. Позднее государственный российский Первый канал показал, как автоколонна КамАЗов движется по Тульской области и доезжает до Воронежа, где останавливается на ночевку. Там уже больше флагов Красного Креста, закрепленных на бортах автомашин, и ведущий новостей особо отмечает, что это флаги МККК.
Южная часть России в последние два дня тоже стала свидетельницей большой активности. Российский журналист Савик Шустер заметил, что в город Таганрог в Ростовской области везут другой современный зенитно-ракетный комплекс 9K33 «Оса» (он же SA-8 Gecko). По данным независимого российского информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» (сайт RBC. ru), еще 15 грузовиков КамАЗ прибыли в Ростовскую область на границу с Украиной, где их, видимо, готовят к отправке на Донбасс. «За прохождение автоколонны отвечают российское Министерство внутренних дел и МЧС», — сообщает RBC. ru. МЧС — это российское Министерство по чрезвычайным ситуациям, выполняющее задачи по ликвидации стихийных бедствий типа лесных пожаров. Но здесь есть любопытный момент: отделение МЧС в Южном федеральном округе, расположенное в Ростове, в своем сообщении RBC. ru отрицает, что имеет какое-то отношение к гуманитарной помощи. За все поставки помощи на Украину, заявили его представители, отвечает правительство области.
Как можно увидеть на фотографиях российского информационного агентства «РИА Новости», на грузовиках из состава автоколонны нет опознавательных знаков и регистрационных номеров. Российские СМИ также дают путаные объяснения по поводу происхождения конвоя, хотя сообщают о том, что машины уезжают из районов, где имеются военные гарнизоны. Так, телеканал «Звезда» российского Министерства обороны сообщил, что автоколонна подчиняется МЧС, хотя у всех машин этого министерства есть свои номера, и они имеют свою особую окраску. Кроме того, МЧС не перекрашивает свои машины в белый цвет при проведении гуманитарных миссий. Сайт «Вести 24» также ссылается на МЧС и даже показывает, как идет погрузка грузовиков. Однако на сайте МЧС нет ни одного пресс-релиза об этом широко разрекламированном конвое, хотя все ведущие СМИ сообщают, что именно это министерство занимается его организацией.
Несмотря на путаницу и очевидные ухищрения, украинское правительство, похоже, готово принять груз с 280 КамАЗов, однако лишь при условии, что ни одно колесо не коснется украинской земли. «Этот груз на границе будет перегружен на другие транспортные средства Красным Крестом, — заявил 12 августа помощник Порошенко Чалый. — Мы не допустим никакого сопровождения по украинской территории ни МЧС России, ни военными. Все будет под контролем украинской стороны».
Может быть. Но опять же, у российского МИДа есть своя версия того, что было согласовано. Лавров заявил ИТАР-ТАСС, что Киев уже отказался от своего условия о перегрузке, поскольку это очень неудобно и дорого — разгружать 2000 тонн только для того, чтобы загрузить их на другие машины. Украина пока не подтвердила, что это именно так, однако уже сейчас понятно, что Россия планирует отправить на Украину свои машины с грузом, состав которого знает только Москва.
Так что же это, задуманная Путиным провокация? Журналист BuzzFeed Макс Седдон (Max Seddon) и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов полагают, что Москва планирует фиаско в стиле отправленной в сектор Газа «флотилии свободы», ожидая, что Украина силой остановит или перехватит автоколонну, не желая, чтобы она пересекала границу. Тогда у Москвы появится предлог для того, чтобы начать полномасштабную войну.
А может, Путин проинструктировал одного из своих приближенных боевиков из сепаратистских сил открыть огонь по конвою, чтобы обвинить во всем Киев. Эта «операция под чужим флагом» непременно вызовет такой же заранее подготовленный Кремлем ответ. В любом случае, чтобы наделать шума, КамАЗам вовсе необязательно перевозить оружие или военную технику. Прибытия завтра к месту назначения может оказаться вполне достаточно.