Все мировые СМИ, не важно, западные они или восточные, очень просто обобщили выбор турецкого народа, который перенес премьер-министра Эрдогана в президентский дворец Чанкая...
Эту оценка в наиболее явной форме проявилась в комментарии американской газеты Los Angeles Times: «Результаты выборов подтвердили, что у премьер-министра Эрдогана есть политическая поддержка, которая может иметь далеко идущие последствия в период глубоких региональных потрясений».
Обратите внимание на слова, употребленные в этом предложении, и вы заметите, что в них присутствует позитивное восприятие и посыл. «Политическая поддержка», «далеко идущие последствия», «глубокие потрясения».
Конечно, исключения неизбежны, но почему пресса Турции и партии, находящиеся в оппозиции, продолжают упорно не признавать настолько простое и преодолевающее проблемы прочтение, игнорируя значение, которое Анкаре придают в мире?
В немецких, китайских газетах публикуются сообщения-комментарии, предсказывающие, что срок президентских полномочий Тайипа Эрдогана продлится 10 лет. У национальных СМИ, оппозиционных партий, которые так и не смогли предугадать позицию своего электората, нет каких-либо прогнозов?
Обозреватель Hürriyet Айше Арман (Ayşe Arman) — прошу завсегдатаев данной колонки не удивляться тому, что я несколько нарушаю традицию (ведь обычно я ссылаюсь на «читателей всего мира»), я лишь хочу наглядно представить ситуацию — комментирует тот факт, что во время «балконной речи» победителя президентских выборов в Турции рядом с ним находился президент Киргизии: «Неужели Партия справедливости и развития больше никого не нашла? Это очко явно не в ее пользу. Какое отношение президент Киргизии имеет к балконной речи? Робкий гость и неловкая ситуация».
Давайте зададим этому журналисту вопрос: «А что вы думаете по поводу того, что все тот же „робкий“ киргизский лидер — спустя всего несколько часов после балкона — проводит переговоры с президентом России Владимиром Путиным? А по поводу того, что после встречи с лидерами Армении и Азербайджана российский лидер звонит премьер-министру Эрдогану из Сочи и поздравляет его с победой?» Удовлетворит ли нас ответ? Или мы увидим, как яркий блеск мишуры спадает?
Что Вашингтон думает о выборах?
В июле этого года премьер-министр Эрдоган давал оценку тому, как в последнее время складываются отношения Анкары и Белого дома: «Жаль, что мы никак не можем провести переговоры. Я просил нашего уважаемого президента, но не знаю, позвонил ли он» (А теперь он сам президент!). По итогам выборов 10 августа официальный представитель Госдепартамента США сделала следующее заявление: «Мы поздравляем турецкий народ и премьер-министра Эрдогана, избранного президентом, с проведением первых прямых президентских выборов. Ожидается, что в ближайшие дни президент США Барак Обама позвонит Эрдогану». Раз «ожидается» — надо полагать, что позвонит.
Но это и не значит, что все будет так, как «в самые первые дни». Поясним. До официального заявления США о результатах выборов 10 августа Белый дом сделал еще одно заявление!
«Официальный представитель Совета национальной безопасности Кэйтлин Хэйден отметила, что президент США Обама „с нетерпением ждет работы с премьер-министром Эрдоганом на его новом посту“. Кроме того, Хэйден подчеркнула, что Обама также готов к работе с премьер-министром, который придет Эрдогану на смену. Как ожидается, в ближайшие дни Обама проведет переговоры с премьер-министром Эрдоганом» (Yeni Şafak, 11.08).
Именно в заявлении официального представителя Совета национальной безопасности и состоит вся разница! То, как Вашингтон намерен выстраивать свои отношения с Анкарой, прекрасно отражает комментарий, который мы заимствовали для первых строк нашей статьи. Именно в этом контексте США рассматривают Турцию, и со спокойной душой мы можем заявить, что для Анкары такой подход не представляет ни малейшего вреда. Это то, что и должно быть: активная работа сети контактов. Они непременно станут еще более тесными! Если слова Белого дома о «желании работать с новым премьер-министром» и несут какой-либо посыл, он все равно роли не играет. В Анкаре будет находиться Эрдоган, причем во всех инстанциях, с которыми планируют сотрудничать США!
Израиль — «дебошир», не желающий ссориться
Тель-Авив ждет, что после 10 августа в его отношениях с Анкарой наступит некоторое смягчение. Напряженность, которая в последнее время вновь возникла в отношениях Турции и Израиля, крах ожиданий, связанных с урегулированием турецко-израильских связей, а также резкая критика Тель-Авива со стороны Эрдогана Израиль связывает с предвыборной кампанией в Турции. И совершенно не с событиями в Газе!
Понять, как Израиль воспринимает «новую Анкару» можно из того, о чем шла речь на переговорах министра иностранных дел Авигдора Либермана и Госсекретаря США Джона Керри. Либерман отмечал: «Израиль не желает обострения отношений с Турцией. До настоящего времени Израиль старался не реагировать на резкие заявления и обвинения премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Тель-Авив надеется, что после выборов в Турции эти атаки прекратятся». Есть множество факторов, затрудняющих выполнение этой просьбы. Однако они могут измениться! Но это тема отдельной статьи.
Россия... Кремль смотрит на «новую Турцию» все более благосклонно. Поэтому, можно сказать, Кремль доволен тем, что на прошедших выборах не произошло каких-то резких изменений. В тот момент, когда Запад заявил, что «Россия может в любой момент атаковать», Баку и Еревану было сказано: «Ведите себя как следует». В этом обстоятельстве, а также встрече с Ас-Сиси в Сочи есть особый смысл!
В связи с этим русские хотят поговорить с Анкарой еще на одну тему...
Тот факт, что санкции, введенные против России из-за Украины, дают Турции многообещающие экономические преимущества, расценивается как «скрытый подарок» со стороны Запада. Возможно, президент Путин обсудит это с президентом Эрдоганом!