Уже более полугода Россия в демократическом мире открыто расценивается как агрессор, как коррумпированное государство, применяющее агрессивную политику.
Не без помощи Москвы на юго-востоке Украины льется кровь, поддерживаемые Россией сепаратисты — основные подозреваемые в истории со сбитым пассажирским самолетом с сотнями пассажиров на борту.
Но Владимир Путин у себя в стране пользуется, пожалуй, самой большой поддержкой за весь период своего пребывания у власти, а рядовые россияне, похоже, с радостью примут диету, которую им назначил их руководитель. В чем корни такого феноменального и даже абсурдного поведения?
Народ, который хочет голодать
Аналитик Центра исследований Восточной Европы Марюс Лауринавичюс не считает, что санкции Запада и задуманная Путиным блокада американских и европейских продуктов изменит мнение россиян о режиме в стране.
«В России так принято: если обществу или народу предлагается какая-либо национальная идея, то большая часть общества готова голодать за эту идею», — сказал Лауринавичюс.
Немалая роль отводится и контролируемому Кремлем аппарату пропаганды, который сразу после объявления эмбарго начал говорить о неиссякаемых запасах собственных продуктов и плохое качество западных изделий.
«Машина пропаганды, как мы знаем, прекрасно смазана, и очень хорошо действует. Она будет использована с целью поощрения антизападных настроений, которые и так сильны», — сказал Лауринавичюс.
Конечно, голодный гражданин не всегда испытывает безоговорочную любовь к вождю народа. Здесь, по мнению Лауринавичюса, помогут «переделанные» продукты из запрещенного списка.
«Часть западной продукции будет попадать в Россию(…) Часть этой продукции будет попадать в Россию, только с белорусскими этикетками. Тогда, конечно, скажут — смотрите, белорусская продукция намного лучше, — иронизировал собеседник. — И не только Белоруссия. Были сообщения, что норвежский лосось будет поставляться через Чили и т.д. И снова скажут, что чилийский лосось лучше норвежского».
По мнению Лауринавичюса, западные санкции и «голодная диета» не подорвет доверие россиян к Путину. Оно даже может усилиться.
Виновных найдут, только не у себя
Националистические настроения в России более чем очевидны. Лауринавичюс считает, что, если будет ухудшаться экономика страны, а жители почувствуют результаты в своих кошельках — виновных они без труда найдут. Но, конечно, не в Кремле.
«Да, это очевидно. С самого начала аннексии Крыма в России целенаправленно формируется мнение (…) что все, что происходит с начала революции в Киеве — это план Америки захватить Россию. Это мнение формируется последовательно. «Но посмотрите, как мы с этим справляемся, и как наша власть противостоит давлению Запада», — сказал Лауринавичюс.
Иммунитет к скандалам
Мир облетело множество историй о злоупотреблении властью в российской элите. Дворцы Путина и его окружения, громкая афера со «списком Магнитского», скандалы перед олимпиадой в Сочи — можно перечислять без конца.
Во многих демократических странах такие скандалы если не смели бы сидящих у власти лиц, то снизили бы доверие жителей к ним. Но в России все иначе.
По словам Лауринавичюса, часть информации, компрометирующей российскую элиту, попадает в СМИ, но главное слово — за контролируемыми Кремлем национальными каналами.
«Конечно, информацию можно получить и в России — интернет не запрещен, есть и газеты, которые об этом пишут. Но рядовой россиянин получает информацию из основных телеканалов. А там об этом не говорится. Эти люди просто не слышат об этом, а если и слышат, то не верят», — сказал аналитик.
Он отметил, что это не значит, что санкции Запада в отношении Москвы — неэффективны. По его словам, санкции, прежде всего, ориентированы на российскую элиту, их цель — ослабить наиболее агрессивных деятелей в окружении Путина.
Угроза — потерять ауру всемогущего
А что могло бы подорвать доверие к Путину и его окружению? По мнению Лауринавичюса, это могут быть поражения, которые покажут, что Путин не такой всемогущий, как его пытаются представить.
По его словам, у Путина уже была большая неудача — во время аннексии Крыма и событий на Донбассе от него отвернулась большая часть украинцев. Но россиянам это преподносится как победа.
По словам собеседника, здесь у Запада есть прекрасная возможность нанести удар по могуществу Путина, но он не торопится этим воспользоваться. «Если бы мы действительно превратили Украину в нормальную, хорошо функционирующую европейскую страну — это был бы огромный удар по режиму Путина. Но есть ли у нас такие намерения? Я в этом сомневаюсь», — сказал Лауринавичюс.
«Поскольку у нас нет таких намерений, я прогнозирую, что в ближайшее время не будет таких поражений Путина, которые могли бы повредить его режиму», — добавил он.
Лучше голодный и мощный, чем сытый и средний
Историк университета им. Витаутаса Великого Эгидиюс Александравичюс сказал, что российский менталитет и его взаимодействие с режимом Путина — тема, достойная научного труда.
Если посмотреть на историю, сильные перемены сотрясали российскую власть чаще всего тогда, когда на мировой арене начинала хромать мощь страны. Являются ли россияне таким народом, который лучше будет голодным, но мощным?
«Не только русские могут так себя почувствовать. Восточные народы, в которых индивидуализм менее выражен, которые быстро обожествляют любой авторитет — склонны жить идеей. Даже если их авторитеты тайком от них прячут где-то деньги. Это логика толпы — толпы со всей этой унаследованной византийской традицией», — сказал Александравичюс.
По его словам, культурные различия настолько велики, что на Западе зря надеются, что российское общество на то или иное потрясение отреагирует так, как реагировали бы американцы, французы или немцы.
«Россияне могут стать большой неожиданностью для Запада, который иногда склонен думать, что россияне похожи на них, и судят по себе. Но все может быть иначе. (…) Они могут понять, чтовсе зло приходит от заговора Запада против них — защитников святых идеалов. И тогда можно затянуть пояса. Хотя истинные причины — экономический кризис, неспособность управлять страной, политической элитой, эгоизм и т.д. Но такой толпой манипулировать нетрудно — циничная политическая элита это умеет», — сказал Александравичюс.