Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Китай ратует за придание национального характера христианству?

На прошлой неделе Китай заявил о придании христианству национальной специфики. Какова подоплека данного решения?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китай удвоит усилия по приданию национального характера христианству, заявил высокопоставленный китайский чиновник. «Система китайского христианского богословия должна соответствовать национальным особенностям Китая и вписываться в китайскую культуру», — отметил он. С чем может быть связано подобное решение, уже обернувшееся трудностями для иностранцев-христиан?

Китай удвоит свои усилия по приданию национального характера христианству, заявил в прошлый четверг высокопоставленный китайский руководитель.

«Система китайского христианского богословия должна соответствовать национальным особенностям Китая и вписываться в китайскую культуру», — заявил директор Государственного управления по делам религии Ван Цзоань (Wang Zuoan), выступая в Шанхае на форуме «Китаизация христианства».

Заместитель генерального секретаря организации протестантских церквей «Патриотическое движение трех «само» Гу Мэнфэй (Gu Mengfei) (ее деятельность разрешена государством) подробнее остановился на этой инициативе. «Это позволит большему количеству верующих способствовать гармоничному социальному прогрессу страны, культурному процветанию и экономическому развитию», — заявил он.

Из сообщений средств массовой информации непонятно, какие изменения правительство собирается внести в свою политику в отношении христианства. Однако почти наверняка эти планы предусматривают некую форму репрессий против христиан. Китайское правительство уже ввело ряд ограничений на религию. Например, все церкви обязаны встать на учет в органах власти. Они работают под пристальными взглядами правительства, а все действующие на законных основаниях протестантские церкви состоят в зонтичных организациях, утвержденных государством. К ним относятся «Патриотическое движение трех «само» и «Китайский христианский совет». А католические церкви объединены в рамках «Китайской патриотической католической ассоциации».

Действуя в составе этих организаций, протестантские и католические церкви в Китае уже сейчас обязаны проповедовать христианство с определенной китайской спецификой. Например, католикам не разрешается признавать власть Ватикана. Между тем, как явствует из названия «Патриотического движения трех «само», которое появилось задолго до Китайской Народной Республики, в его основе лежит китайский национализм. Три «само» это три принципа, к которым относятся самостоятельность (финансовая независимость от иностранцев), самоуправление и самораспространение (собственная миссионерская деятельность).

Тем не менее прозвучавшие на прошлой неделе заявления официальных лиц указывают на то, что Коммунистическая партия Китая намерена еще больше усилить свой контроль над христианством. Для проведения репрессий имеется целый ряд оснований, побудительных мотивов и мишеней.

Во-первых, в последние годы в Китае взрывными темпами увеличивается число приверженцев христианства, в частности протестантизма. Как отмечал ранее журнал The Diplomat, согласно имеющимся китайским оценкам, в стране уже 58 миллионов протестантов. Появляется мнение, что к 2030 году в Китае будет самое большое христианское население. Согласно тем же оценкам, примерно половина китайских протестантов принадлежат к подпольным, то есть незаконным церквям.

Ораторы, выступавшие на шанхайском форуме, указывали на то, что этот стремительный рост как раз и стал логическим обоснованием для закручивания гаек. Например, президент «Китайского христианского совета» Гао Фэн (Gao Feng) заявил собравшимся: «За последние годы протестантизм в Китае стал одной из самых быстрорастущих вселенских церквей». А Ван Цзоань добавил: «В последние десятилетия протестантские церкви в Китае очень быстро развивались в связи с реализацией национальной религиозной политики. Мы будем и дальше способствовать развитию христианства в Китае».

Укрепление позиций религии в Китае — процесс совершенно естественный. Он связан с ослаблением государственных ограничительных мер (по сравнению с эпохой Мао) и с глубокими социально-экономическими переменами, произошедшими в стране после осуществления реформ и перехода к политике открытости. Однако укрепление религии также наделяет ее способностью действовать в качестве объединяющей и сплачивающей силы, которая может стать политическим соперником КПК. Что не менее важно, христианство может наложиться на региональные противоречия в Китае.

Быстрое распространение религиозного мировоззрения особенно тревожит КПК, поскольку отказ коммунистов от марксизма создал идеологический вакуум. Вместо него КПК все чаще обращается к китайскому национализму, видя в нем идейное дополнение к экономическому росту и благополучию. «Китаизация христианства» вполне созвучна стремлению партии прививать людям идеалы китайского национализма.

С другой стороны, такая кампания может быть элементарной попыткой применить суровые меры к обширной сети подпольных церквей в Китае. Как отмечалось выше, примерно половина всех китайских протестантов ходят на службу в такие церкви. Они неподконтрольны КПК, а, следовательно, вызывают у партии серьезную тревога. Китаизация может быть элементарной попыткой заставить христиан выйти из подполья и объединиться в составе разрешенных государством организаций, которые уже вносят в христианство китайскую специфику.

В ходе параллельной кампании в Китае в последнее время уделяется большое внимание «сектам зла», которые, по сути, являются маргинальными религиозными группировками. Стимулом для начала такой кампании стало видео, получившее в мае широкое распространение в интернете. Там показана женщина, которую возле ресторана McDonald’s до смерти избивает группа лиц, принадлежащих к одной из «сект зла» под названием «Всемогущий бог». Как сообщают государственные китайские СМИ, членов религиозной организации «Всемогущий бог» тысячами задерживают и бросают за решетку по всему Китаю. Китайское правительство также обнародовало список из 14 «сект зла» и пообещало применить суровые меры ко всем маргинальным религиозным группам в стране.

Обеспокоенность китайских властей деятельностью таких сект имеет под собой определенные основания. Эти религиозные секты не только способны осуществлять небольшие террористические акты, но и порой создают серьезные проблемы для китайских властей. Первый лидер Тайпинского восстания, например, был руководителем секты и утверждал, что он брат Иисуса Христа.

Однако стоит отметить, что, говоря о таких порочных сектах, китайские государственные средства массовой информации порой ставят их на одну доску с обширной сетью действующих в стране подпольных церквей. Например, Global Times предупреждает: «Подпольные церкви и секты зла растут как грибы ... проблему следует решать незамедлительно».

И, наконец, курс на придание национального характера христианству может быть связан с желанием подавить иностранное религиозное влияние в стране. Христианские миссионеры работают в Китае очень, очень давно. Миссионерские организации делают в стране немало полезного: например, строят школы и оказывают социальные услуги. Однако порой они вызывают колоссальное недовольство и гнев у китайского общества и у правительства страны. Здесь стоит вспомнить, что Боксерское восстание в Китае было направлено против христианства и против Запада, и династия Цин постаралась использовать его, чтобы заручиться поддержкой народных масс. С другой стороны, КПК после окончания гражданской войны в Китае взяла на себя инициативу по жестокому искоренению всех иностранных миссионеров в стране. И сегодня китайские коммунисты время от времени обвиняют подпольные церкви в том, что они работают в интересах иностранных держав, таких как Соединенные Штаты Америки.

Тот факт, что китайское руководство на этой неделе обсуждало вопрос о важности придания христианской вере национального характера, говорит о том, что одним из мотивов данной кампании стало чувство неприязни к иностранцам. Более того, в последние недели была произведена целая серия арестов иностранных христиан, которые руководят работой неправительственных организаций возле северокорейской границы. Агентство Reuters даже заговорило о «масштабных чистках в неправительственных организациях и компаниях, работающих под руководством христиан на китайской стороне границы с Северной Кореей».

Возможные репрессии против христиан-иностранцев в Китае происходят отнюдь не в вакууме. КПК, похоже, начала одну из своих очередных кампаний против иностранцев. В последние недели нападкам и следственным действиям подвергается целый ряд транснациональных и зарубежных корпораций. В этом смысле призывы придать национальную специфику христианству в Китае могут быть лишь частью более масштабной кампании, направленной на ослабление иностранного влияния в стране.