Москва — В США волнения в Фергюсоне, штат Миссури, спровоцированные убийством полицейскими чернокожего подростка Майкла Брауна (Michael Brown), стали очередным тревожным напоминанием о глубоком расколе, возникшем в результате серьезной межрасовой напряженности.
Между тем, эти столкновения дают России возможность — на фоне ужесточения санкций и риторики в духе холодной войны — обвинить Америку в том, что она является гигантским лицемером.
«В государстве, позиционирующем себя в качестве "оплота прав человека" и активно занимающемся "экспортом демократии", на системной основе процветают серьезнейшие нарушения базовых прав человека и варварские практики, — подчеркнули представители Министерства иностранных дел России в специальном заявлении, посвященном ситуации в Фергюсоне. — Хочется посоветовать американским партнерам уделить больше внимания наведению порядка в своей стране, прежде чем навязывать свой сомнительный опыт другим государствам».
В настоящий момент подобный назидательный выговор со стороны России не выглядит чем-то неуместным, поскольку Россия и США сейчас находятся на стадии обмена как язвительными замечаниями, так и санкциями в связи с их противостоянием в украинском вопросе — и, в целом, переживают худший дипломатический кризис со времен распада Советского Союза.
Однако беспорядки и протесты в штате Миссури стали не просто объектом комментариев дипломатов: они оказались одной из главных тем телевизионного прайм-тайма.
В настоящее время события в Фергюсоне стали второй по значимости темой — после Украины — на крупнейших и наиболее влиятельных в России государственных телеканалах. Эти телеканалы отправили своих корреспондентов на место событий, и в их новостных программах не только демонстрируются сцены демонстраций в Фергюсоне, который сравнивается с полями сражений в Ираке, но и рассказывается о том, как «анархия» в Сент-Луисе распространяется по всей стране, достигая Нью-Йорка и Сан-Франциско, как участившиеся случаи мародерства заставляют все больше американцев приобретать огнестрельное оружие, как полиция арестовывает журналистов, в том числе репортера Washington Post, и забрасывает их гранатами со слезоточивым газом.
В репортажах российских государственных телеканалов практически не осталось места предположениям — за исключением того дополнения, которое одна российская журналистка сделала, обращаясь к президенту США: Обама не замечает очевидного, того, что этот локальный конфликт, возможно, уже разросся до масштабов общенационального.
Проблемы расизма в США долгое время были излюбленной темой для россиян, начиная с эпохи расцвета Советского Союза.
В 1920-е и 1930-е годы советские лидеры указывали на существование в США законов Джима Кроу (Jim Crow), чтобы подчеркнуть нравственное превосходство Советского Союза. Расизм, который в СССР был запрещен, считался там побочным продуктом капитализма.
В эпоху гражданских прав Советский Союз использовал американский расизм, направленный против чернокожего населения, в качестве повода для оспаривания претензий США на позиции лидера «свободного мира».
В советской и современной России, разумеется, тоже существовали проблемы, связанные с расизмом — недавно одно издание даже назвало Россию одной из самых опасных стран для путешествий темнокожих людей.
Но это не мешает российскому правительству критиковать США за ситуацию, сложившуюся в Фергюсоне, или использовать ее в качестве возможности лишний раз в полной мере подчеркнуть расовые проблемы, существующие в Америке.
Как заявили представители Министерства иностранных дел России, «убийство полицейским афроамериканского подростка в городе Фергюсон» произошло в контексте «бесчеловечного» обращения с чернокожими американцами, в том числе испытаний медицинских препаратов и насильственной стерилизации в тюрьмах женщин, «преимущественно темнокожих», а также «многочисленных фактов превышения полномочий полицейскими в отношении небелого населения».
«Решению этих нередко застарелых проблем не способствует и низкий уровень американского участия в международных договорах в области прав человека, — говорится в заявлении министерства. — При этом в Вашингтоне не стесняются заявлять о собственной "исключительности" и лидерстве в судьбах мира».