Конфликт на Украине набирает обороты. Россия и Запад упорно движутся в направлении все более опасного конфликта, и похоже, что в ближайшей перспективе решение проблемы найдено не будет. Боевые действия на востоке Украины в ближайшие недели будут лишь усиливаться. В сентябре США и Европа ужесточат санкции против России, что еще больше подорвет российскую экономику. Тем не менее, хотя напряженность в отношениях будет обостряться, нельзя говорить (пока), что мир вступил в эпоху новой холодной войны.
На это есть две весьма веские причины.
Одна из них заключается в том, что Соединенные Штаты и Европу всегда больше интересовала Россия, чем Украина. Вместе с тем Россия — не СССР. У нее сейчас нет той идеологической привлекательности, военной мощи и союзников в мире, как это было в советские времена. Россия не имеет возможности демонстрировать всему миру свою власть.
Тем не менее, существует еще один фактор, который может ускорить наступление на Земле новой эры холодной войны. Это произойдет в том случае, если Китай, — многим это кажется весьма вероятным, — решится поддержать Россию и ее интересы в мире. Если это произойдет, то мы все станем свидетелями опасной конфронтации сверхдержав.
Противостояние России с Западом в связи с событиями на Украине будет только нарастать и становиться все более опасным. Усиление американских и европейских санкций не смогут повлиять на позицию России. Кремль не изменит своей стратегии, так как Путин считает, что Украина должна оставаться не только в сфере российских интересов, но и стать ключевым игроком в планах российского президента по созданию Евразийского Союза. Владимир Путин хотел бы превратить существующий Евразийский экономический союз, куда входят Казахстан и Белоруссия, в союз политический и военный.
Украинская элита требует от Порошенко ни на йоту не отступать в противостоянии с пророссийскими сепаратистами.
Для того чтобы лишить Киев великой мечты вступления в Евросоюз, России необходимо обеспечить высокий уровень экономической и политической нестабильности на Украине. Конечная цель — чтобы украинские власти пошли на изменение Конституции с предоставлением мятежным республикам экономической и политической самостоятельности.
Наличие верных союзников Москвы в Донецкой и Луганской областях позволит России оказывать давление на Киев и препятствовать интеграции с Евросоюзом.
Ситуация ухудшается еще и тем, что президент Петр Порошенко постоянно испытывает на себе огромное давление со стороны руководства западных и центральных областей Украины, которые призывают его не вести никаких переговоров с пророссийскими сепаратистами.
Поэтому правительственные войска будут продолжать продвигаться на восток.
Вместе с тем Путин не может допустить полного разгрома повстанцев, так как в этом случае он потеряет последние рычаги давления на Киев.
Победителем в нынешнем противостоянии России с Западом является Китай. По мере того, как усиливается напряженность в отношениях России с западными странами, Москва вынуждена поворачиваться лицом к Азии, в первую очередь, к Китаю.
В мае текущего года, после длительных и тяжелых российско-китайских переговоров, наконец-то удалось подписать соглашение о поставках российского газа в КНР. Москва и Пекин назвали данное соглашение историческим, так как поставки газа рассчитаны на 30 лет, а сумма контракта составила 400 миллиардов долларов.
Путин одержал дипломатическую победу, продемонстрировав США и Евросоюзу, что в мире есть и альтернативные рынки сбыта энергоресурсов. Китай смог добиться адекватной для себя цены за газ и одновременно получить от Москвы гарантии доступа к российским энергетическим ресурсам в течение столь значительного периода времени.
Сейчас Китай будет делать все возможное, чтобы не навредить своим отношениям с Евросоюзом и США – главными торговыми партнерами Пекина. Амбициозному плану китайских экономических реформ необходима международная стабильность, чтобы обеспечить экономический рост. Вместе с тем Запад будет внимательно следить за отношениями между Китаем и Россией.
Украина мало заботит Китай, но китайское руководство не хочет, чтобы Россия оказалась загнанной в угол из-за позиции американских и европейских властей. В Китае есть силы, недовольные действиями Запада, которые готовы в трудную минуту прийти на помощь России.
В настоящее время самая большая опасность заключается в том, что на фоне экономических реформ может произойти ухудшение внутренней ситуации в Китае, что вынудит власти страны пойти на конфронтацию с Западом ради достижения сплоченности народа вокруг правительства и коммунистической партии.
Самой удобной целью для китайских провокаций может стать Япония — ключевой союзник Соединенных Штатов.
История японо-китайских отношений полна трагических событий. Китай может также пойти на обострение отношений со своими соседями по Южно-Китайскому морю — Вьетнамом и Филиппинами.
В любом случае Вашингтон вынужден будет реагировать на это, что может привести к более тесному сближению Пекина с Москвой, в первую очередь, в вопросах безопасности.
Я не думаю, что официальный союз Китая и России рассчитан на краткосрочную перспективу. Никто из них не может себе позволить повернуться спиной к западной экономике и инвесторам. Потерять доверие легко, восстановить всегда трудно.
Китай видит, что российская экономика, которая в большой степени зависит от экспорта энергоресурсов, находится в упадке.
Враждебность Москвы по отношению к Западу может не только смутить Соединенные Штаты, но и заставить Пекин пойти на такие дипломатические шаги, которые ранее были бы немыслимыми.
Современный мир так изменчив, что когда-то казавшиеся невозможными союзы становятся реальностью. Так что не стоит расслабляться — в ближайшие месяцы и годы надо сохранять максимальную бдительность.
Ян Бреммер — президент группы «Евразия», доктор политических наук Стэнфордского университета, известный эксперт в области американской внешней политики, развития евразийских государств и глобальных политических рисков.