Во втором туре выборов нового Киевского митрополита соревновались традиционалистический консерватизм митрополита Онуфрия (получил 48 голосов) и творческий консерватизм митрополита Антония (25 голосов). Радикально-авантюристские проекты развития УПЦ, олицетворенные в партии митрополитов Симеона и Александра, потерпели сокрушительное поражение — 9 голосов в отборочном туре. Таким образом, огромные усилия некоторых епископов УПЦ, направленные на дискредитацию конкурентов, дали противоположный результат, что является беспрецедентным случаем провала черного пиара. Вокруг партии большинства митрополитов Онуфрия и Антония консолидировалось не просто большинство епископата УПЦ, а практически все они. Чем большим становилось давление, тем больше епископов решали голосовать за стабильность, которую для них олицетворял митрополит Онуфрий.
Многих в обществе выбор УПЦ разочаровал. Но надо понимать, что УПЦ МП во многом похожа на Китай, и радикальных перемен ожидать от такой организации — просто нерационально. Голосование за митрополита Онуфрия — это не просто попытка задать более медленный темп реформ, чем тот, который требуется жизнью. Это стремление увидеть на престоле киевских митрополитов некоего церковного Андропова, который наведет относительный порядок.
Сегодня УПЦ теряет авторитет по двум основным причинам. Во-первых, она недостаточно украинская и общество требует украинизации. Во-вторых, УПЦ далека от идеала церкви. Она далека от потребностей людей. Пытается играть роль не христианской общины единомышленников, а ритуального бюро услуг. В котором все оплачивается и ничего просто так не получишь. Между тем сам смысл христианства — не в бесконечном свершении молитв за деньги. Это, скорее, языческое мышление срабатывает в переориентации на бесконечное выполнение ритуалов.
Митрополит Онуфрий ясно видит этот двойной кризис: дефицит украинского элемента и дефицит христианства в жизни УПЦ. Как украинизировать Церковь — на этот вопрос у митрополита Онуфрия явно нет ответа. Пока все его заявления на эту тему можно понять так: УПЦ — разнообразна. Но она имеет право на такое разнообразие, поскольку это отображает многообразие самого общества. Здесь есть большая ошибка. В действительности Церковь — на шаг позади от украинизации самого общества. А должна быть хотя бы на один шаг впереди. Ведь трудно представить себе, чтобы сегодня наши дети в школе учились по советским учебникам истории. Но что-то подобное происходит с УПЦ. Сама связь с Москвой — этот рудимент имперской и советской эпохи — не дает УПЦ свободы для полной трансформации. И пока эта связь не прервана, митрополит Онуфрий не решится на широкую украинизацию. И опять-таки, этот предстоятель слишком консервативен, чтобы связь с Москвой прервать. Хотя бывают разные исторические чудеса, и когда-то сегодняшний патриарх Филарет входил в число столпов советщины в церковном ограждении...
Не имея надежды на украинизацию, имеем другую обнадеживающую перспективу. Митрополит Онуфрий будет пытаться оживить христианский дух православия в УПЦ. Наведение порядка в Церкви, искоренение тенденций к коммерциализации религии. Постепенная люстрация самых одиозных епископов-бизнесменов. Активизация социального служения, молодежных движений и волонтерства. И если Церковь станет более христианской, то она окажется и готовой к украинизации. Ведь нельзя служить ближнему и при этом полностью игнорировать его национальное сознание. Нельзя служить обществу и не замечать его нового национального патриотизма.
Внутреннее обновление УПЦ при митрополите Онуфрии действительно возможно, поскольку для верующих этой церкви новый предстоятель имеет беспрекословный авторитет. Многие верующие обращались к нему с просьбами о советах и молитвах, еще когда он был епископом в Черновцах. И часто его авторитет в глазах прихожан поднимался до той высоты доверия церковного народа, что было когда-то к святому Иоанну Кронштадтскому. Следовательно, если такой лидер возьмется за духовное обновление УПЦ, то все прихожане его поддержат в этих реформах.
Особенно важно, что голос митрополита Онуфрия может быть услышан на Востоке Украины. Разумеется, большинство боевиков, имеющих религиозную мотивацию, — а таких приблизительно треть — из России. Но голос митрополита Онуфрия с установкой о ненадобности и вредности вооруженной борьбы на самом деле авторитетный и среди них. Трудно достучаться к сознанию этих людей, которые «зазомбированы» больше, чем члены тоталитарных сект и исламские террористы. И любому «прогрессивному» или «проукраинскому» митрополиту Киевскому было бы невозможно вообще повлиять на этих фанатиков. А у митрополита Онуфрия все-таки есть шанс быть услышанным. Особенно если сам лично решит вновь и вновь обращаться к украинцам Востока и россиянам с призывами сложить оружие. Следует сказать, что такие призывы уже звучали в начале марта и 6 июля, но пока террористы их не услышали. Однако есть надежда, что будет услышано обращение уже предстоятеля, а не временно исполняющего обязанности главы УПЦ.
Избрание митрополита Онуфрия будет иметь и очевидные негативные последствия. УПЦ КП будет пытаться использовать благоприятный для себя исторический шанс. Задачей всех спикеров УПЦ КП уже стала прямая информационная война с УПЦ. Весь епископат УПЦ маркируется как пророссийские силы, проповедники идеологии «русмира» и пособники террористов. Слова обращений руководства УПЦ перекручиваются, и в них отыскивается содержание, прямо противоположное сказанному. Депутаты от «Свободы» на основе такого толкования подают жалобы в прокуратуру на УПЦ и митрополита Онуфрия лично. План УПЦ КП простой: воспользоваться этими волнами информационной травли УПЦ и отобрать тысячи парафий, желательно со священниками и епископами. Но эти расчеты ошибочны. Они напоминают благие намерения Ирины Фарион украинизировать всех и вся, которые сыграли лишь на пользу Путину. Нужно не забывать, что благими намерениями вымощена дорога не только в рай. И что дьявол начинается с пены ненависти на губах у ангела (Г. Померанц). 14 августа уже имеем первые плоды такой кампании. Например, в селе Мотовиловка на Киевщине прихожане УПЦ КП вместе с партийцами Ляшко не дали дослужить литургию (такого случая не было со времен набегов татар!), сорвали ризы со священника, побили его и облили томатным соком, требуя за три дня освободить храм. Приближает ли это нас к Европе или наоборот перечеркивает наши перспективы?
В противостоянии с Кремлем нельзя маркировать сразу чем-то не похожего на тебя украинца как врага и пособника Путина. Особенно это опасно в религиозной сфере, потому что если долго убеждать прихожан УПЦ и УПЦ КП, что они — враги, то можно достичь своего. Сейчас все социологические опросы показывают высокий уровень толерантности, часто больший, чем в Европе. Уничтожить эту толерантность — это не только подвергать Украину религиозной войне. Это еще и уничтожать возможность общенационального примирения.
Не весь политикум в Украине так радикален, как партия «Свобода». Точно так же и не вся религиозная среда так радикально патриотична, как УПЦ КП. И если мы не считаем изменниками Порошенко и Яценюка только потому, что они не Тягнибок и Фарион, точно так же нельзя считать агентами России митрополитов Онуфрия и Антония.
Чем больше сама УПЦ КП принимает участие в кампании дискредитации УПЦ, тем меньше она оставляет шансов на религиозный мир. А в отличие от покойного митрополита Владимира, митрополит Онуфрий может перейти и к наступательным действиям. Нужно ли такое развитие событий Украине? Нет.
Поэтому лучше смириться с «китайскими реформами» УПЦ, выработать новые правила жизни, а на УПЦ пусть давит история, общество и сам дух нашего нового национального возрождения.