Когда Мэтту Нэклерио (Matt Naclerio) сообщили, что по итогам собеседования ему отказано в должности руководителя общественных проектов, он попросил секретаря подробнее рассказать о причине отказа.
Причин оказалось несколько, но Мэтта особенно задел за живое комментарий нескольких участников собеседования: «Этот парень не из тех, с кем бы нам хотелось выпить пива после работы».
Оказаться отвергнутым всегда нелегко, но еще тяжелее знать, что причина отказа носит личный характер и связана с тем, что тебе не удалось расположить к себе потенциального работодателя. Соискатели нередко просят дать им откровенный отзыв, но на самом деле они не всегда готовы услышать правду.
Британская компания Career Coach, которая оказывает консультационные услуги в области трудоустройства, обратилась к экспертам с просьбой рассказать о том, как подготовиться к отказу в работе по личным соображениям и как следует реагировать на негативные отклики.
Это полезно
Обратная связь очень важна, даже если вам говорят неприятные вещи, утверждает Дейв Сэнфорд (Dave Sanford), исполнительный вице-президент по работе с клиентами массачусетского кадрового агентства WinterWyman (США), которое занимается подбором руководителей высшего звена.
«Благодаря конструктивным замечаниям вы получаете возможность слегка скорректировать свое поведение и в дальнейшем более успешно заявлять о себе», — говорит он.
Впрочем, к любым замечаниям следует относиться с известной долей скепсиса. «То, что не понравилось одному работодателю, вполне может заинтересовать другого, — отмечает Сэнфорд, уточняя при этом, что небольшая гибкость в подходе приветствуется, но стремиться к кардинальным преобразованиям не стоит. — Вы сойдете с ума, пытаясь удовлетворить сразу всех, и в конечном итоге просто утратите собственную индивидуальность».
Неожиданная откровенность
Надо признать, что информация, полученная Нэклерио от секретаря, несколько выходит за рамки тех отзывов, которые опытные сотрудники по подбору кадров обычно дают соискателям, считает Эл Стюарт (Al Stewart), основатель американской консалтинговой компании Business Mentors, имеющей представительства в штате Атланта (США) и в Париже. Как он пишет, «[опытные специалисты] выбрали бы более аккуратную формулировку».
Однако если с вами были по-настоящему откровенны, эту информацию стоит принять к сведению. «Во многом это вопрос восприятия, и очевидно, что потенциальному работодателю этот кандидат не понравился, — говорит Стюарт. — Если люди не хотят посидеть с вами за стаканчиком после работы, то это означает, что вы им по каким-то причинам не приглянулись».
Что можно предпринять? Вспомните, как вы вели себя во время собеседования, предлагает Стюарт. Может быть, вы были недостаточно приветливы и открыты? Может быть, вы вели себя слишком холодно и недружелюбно?
Дальнейшие шаги
Нэклерио решил «отнести комментарий на свой счет» и обратиться за разъяснениями к представителю городской администрации, проводившему собеседование. Из разговора с ним неудачливый соискатель узнал, что производит впечатление формалиста и человека излишне серьезного.
55-летний Нэклерио учел эти замечания и в дальнейшем на собеседованиях старался вести себя «чуть менее зажато», чтобы потенциальные работодатели смогли увидеть в нем не только работника, но и человека. И в конечном итоге ему удалось получить должность координатора общественных проектов.
Не следует унывать
Если вам отказали в должности, постарайтесь смириться с неудачей и проанализировать причины, рекомендует американский специалист по повседневному и рабочему общению Донна Селлерс (Donna Sellers).
«Необходимо признать, что это был естественный и даже полезный опыт. Не надо пытаться делать вид, будто вы не испытываете обиды и разочарования, или ваше самолюбие ничуть не пострадало. Вы - человек, а для человека все эти переживания естественны», — говорит она.
Впрочем, долго упиваться страданиями не стоит — в какой-то момент придется взять себя в руки. «Попробуйте заняться чем-нибудь таким, что придаст вам сил и поможет обрести уверенность в себе, в тех сферах, которые вам подходят лучше всего, и двигайтесь дальше, — советует Селлерс. — Можно перечитать отзывы о себе в разделе рекомендаций LinkedIn и заново изучить итоги аттестаций с прежних мест работы. Попросите пару друзей, которым вы доверяете, рассказать о том, что им в вас нравится больше всего».
Общение с товарищами по несчастью
Для Марка Зафры (Mark Zafra), который сегодня занимает пост старшего директора финансовой компании в Северной Калифорнии (США), наиболее эффективным способом борьбы с унынием во время поиска работы стало участие в еженедельной группе по интересам, объединившей людей, которые столкнулись с проблемой трудоустройства.
«Мы подбадривали друг друга и давали полезные советы», — говорит Зафра, которому удалось найти работу уже через несколько месяцев.
Когда шансы невелики
Не забывайте, что порой шансов на то, что выберут именно вас, не слишком много. Так что иногда в отказе нет ничего личного.
«За время работы в сфере подбора персонала мне удалось успешно закрыть 350 вакансий, и по опыту могу сказать, что в шортлист на каждую должность обычно попадают три кандидата, — говорит управляющий директор парижского кадрового агентства Kennedy Executive Search & Outplacement Йорг Стигманнм (Jorg Stegemann). — Это означает, что мне пришлось сказать 700 соискателям: „Мне очень жаль, но мы вынуждены вам отказать“».
Йорг Стигманн советует: «Постарайтесь выложиться на собеседовании и итоговой встрече на 150%, а затем поберегите себя и не думайте о результате. Ведь шанс на то, что вам повезет, равен одному из ста».