Некоторые политические принципы, действовавшие на протяжении многих столетий, в наши дни в течение буквально пары часов отправляются на свалку.
Так, к примеру, на Ближнем Востоке сейчас под угрозой истребления оказалась малочисленная народность, которая до сих пор была известна лишь большим знатокам этого региона — езиды. Но вот уже вся политическая Германия погрузилась в дискуссию о том, нужно ли поставлять курдским ополченцам оружие, чтобы те смогли защититься от террористической группировки под названием «Исламское государство в Ираке и Леванте».
При этом, однако, эти же политики, наблюдая за продолжающимся, между прочим, уже целых три года геноцидом в Сирии, стоившим жизни многим тысячам людей, без тени сомнений выступают против поставок туда оружия. Ввиду этого многих, судя по всему, начали мучать угрызения совести за то, что многолетнее ничегонеделание мировой общественности никак не способствует урегулированию конфликтов.
Напротив: эти конфликты за минувшее время лишь усугубились. Сирию в итоге бросили на произвол судьбы, и тамошние боевики-исламисты распространили свой террор на территорию соседнего Ирака. Теперь нельзя исключать полного краха этого некогда мощного государства.
Ситуация может ухудшиться: в то время, как в Берлине идут дебаты о поставках оружия иракским курдам, военной помощи запросила находящаяся в плачевной ситуации Украина. При этом она указывает на опасность военного вторжения со стороны России. Насколько далеко готов зайти Владимир Путин? Не захочет ли властитель Кремля, аннексировавший в марте принадлежавший до тех пор Украине полуостров Крым, присоединить к России еще и юго-восток Украины — так называемую Новороссию?
Ситуация в соседней с Россией стране уже давно дестабилизирована: юго-восточные сепаратисты, пользующиеся поддержкой Москвы, настолько хорошо вооружены, что могут сбивать военные самолеты, и это они на днях в очередной раз доказали. С другой стороны, в ходе недавнего наступления украинских сил им пришлось понести серьезные потери.
В командовании ополченцев в последнее время случилось несколько громких отставок, и кое-кто уже задается вопросом: а не готовятся ли главные мятежники к поражению и не покидают ли первыми тонущий «корабль»? Или это только перегруппировка сил в преддверии нового наступления, и они лишь ждут помощи от «старшего брата»? Достоверно этого не знает никто, и это делает ситуацию еще более взрывоопасной.
Россия перестала быть предсказуемым партнером, даже если страхи перед ее военным вторжением на Украину преувеличены. Да, она стала фактором нестабильности и опасности в Европе. Это вредит всем и даже ставит под сомнение правильность «восточной политики» европейцев в последние два с половиной десятилетия. Они великодушно объявили Россию своим стратегическим партнером, а Украине, равно как и Грузии, после войны в Южной Осетии отказали в приеме в НАТО — с оглядкой на Москву. По этой же причине альянс не стал размещать свои силы на территории Польши и стран Балтии.
Тем не менее, Москва продолжает пропагандистский поход против «окружающего» ее НАТО, утверждая, что альянс стремится построить собственную военно-морскую базу в Крыму, разместить свои войска на Украине, причем, по возможности, поближе к российским границам. Ничего этого, однако, не произошло.
Если выразиться цинично, то, возможно, согласие Запада после распада Советского Союза не «выдергивать» Украину из «лап» России лишь подбодрило Кремль. Предположить, что было бы, если бы Запад тогда решился на это, сейчас уже трудно. Но необходимо задуматься над этим вопросом перед принятием решения относительно военной помощи Киеву. Потому что эскалация на востоке произошла на фоне того, что Запад еще в самом начале конфликта в Крыму объявил, что воздержится от военной интервенции. Причины этого были понятны: любое вооруженное вмешательство на стороне Украины неизбежно означало бы войну с Россией, а этого не хотел никто.
Но если быть честными до конца, то необходимо признать, что в таком случае Кремль и далее будет считать себя вправе самому решать, захватить ему те или иные территории на бывшем советском пространстве или нет. Мы, похоже, приблизились к принципиально важной поворотной точке глобальной политики.
Но Запад слишком устал от войн, а жизнь в России еще не настолько невыносима для того, чтобы оправдать очередной «крестовый поход». В то же время нельзя отказываться от дальнейших, еще более жестких санкций против России: Путин должен понять, что неоимпериализм Москвы будет иметь очень высокую цену, причем, в первую очередь, для нее самой, хотя и для Запада тоже.
Таким образом, остается лишь надеяться, что новая инициатива министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера по продолжению переговоров все же принесет успех, и Россия тоже поймет, что цена, которую ей пришлось бы заплатить за Украину, была бы слишком велика.