Официальный визит канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel) в Ригу проходил в контексте украинского кризиса. Незадолго до этого, на встрече в Берлине министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) попытался создать новые политические импульсы.
В программе официальных зарубежных визитов существуют обязательные пункты. Одним из таковых в ходе визита Ангелы Меркель в латвийскую столицу стало возложение цветов к памятнику свободы. Но Меркель понимала, что в этот понедельник данный ритуал рассматривается в совершенно иной плоскости. Она стоит рядом с премьер-министром Латвии Лаймдотой Страуюмой (Laimdota Straujuma) и рассматривает бронзовую скульптуру на обелиске. Затем звучат национальные гимны.
Вместе с Страуюмой и затем с президентом Андрисом Берзиньшом (Andris Berzins) Меркель предстояло многое обсудить: председательство Латвии в Совете ЕС в следующем году, политика самого молодого члена еврозоны в валютном союзе, а также саммит НАТО в Уэльсе. Но все участники встречи понимают, что в эту субботу была 75-ая годовщина подписания пакта Гитлера-Сталина, с которого — абстрагируясь от недолгого присутствия немецких войск — для стран Балтии началась 50-летняя история советской оккупации.
Премьер-министр Латвии требует долгосрочного военного присутствия НАТО
Несмотря на то, что Латвия, как Литва и Эстония, после падения железного занавеса вступили в НАТО и ЕС, страх перед большим российским соседом не исчез. К тому же около четверти населения страны — русские. Между тем, в стране бесчинствует объединение «Балтия Новороссия», которое организовало сбор пожертвований для сепаратистов на востоке Украины, «братьев в Донецке и Луганске».
После встречи с Меркель Страуюма выразила обеспокоенность в связи с условиями безопасности в стране и потребовала дать «четкий ответ» Москве — долгосрочное присутствие НАТО в Балтии, говорит переводчик. Меркель еще раз подчеркнула, что статья 5 устава НАТО о взаимной поддержке не является лишь теоретическим положением. Канцлер высказалась за проведение учений альянса в бывших странах — участницах Варшавского договора, чтобы в случае необходимости гарантировать незамедлительное исполнение статьи 5 устава.
В то же время Меркель выступила против долгосрочного размещения военных баз НАТО в Восточной Европе. Существуют соглашения между Россией и НАТО, и в настоящий момент она еще не готова выйти за их рамки, к тому же и сейчас существует довольно «большое пространство для маневра».
Страуюма отмечает, что не считает, что существуют большие различия между ее позицией и позицией Меркель. Переводчик отказывается от немецкого варианта перевода и употребляет английскую фразу «persistent presence», плюс которой в том, что она может быть переведена как «длительное», а также как «постоянное» присутствие. Меркель настроена весьма оптимистично в расчете на то, что в Уэльсе в этом вопросе будет царить единодушие.
Встреча министров иностранных дел в Берлине — шаг вперед и два шага назад
За прошедшие дни канцлер провела несколько телефонных переговоров с российским президентом Владимиром Путиным и украинским главой государства Петром Порошенко. Меркель упражнялась в новой для себя дисциплине — вела дипломатический микроменеджмент. Так, она пыталась узнать каждую деталь и выяснить, сколько украинских силовиков смогут войти на российскую территорию для проверки «белого гуманитарного конвоя». Обычно главы правительств не беспокоятся о таких деталях. Но времена сейчас неспокойные.
За два часа до отлета правительственного самолета с военного аэродрома в Тегеле в Ригу, министр иностранных дер РФ Сергей Лавров там же поднялся на борт самолета, направившегося в Москву. Накануне он почти до полуночи обсуждал на Тегельском озере с коллегами из Киева, Парижа и Берлина украинский кризис. Настойчивые попытки доставить гуманитарный груз на территорию Восточной Украины уже долгое время идут по схеме — один шаг вперед и два назад, и, по словам немецкого министра иностранных дел, и затрагивают различные силы.
Между тем обостряется и военная ситуация. Франк-Вальтер Штайнмайер говорил об опасности «прямой конфронтации между российскими и украинскими вооруженными силами». В этой связи он выступил в субботу в Берлине с инициативой возобновления переговоров с конфликтующими сторонами о том, что он с начала кризиса называет «политическим процессом» — о прекращении огня и защите границ, что должно способствовать предотвращению проникновения оружия (и лиц, обслуживающих это оружие) в Донецк и Луганск через российско-украинскую границу.
Формат Нормандии должен стать решением
Трудности начались уже при рассмотрении последовательности действий: сначала обеспечение безопасности границ, а затем соглашение о прекращении огня? Или наоборот? Вечером в субботу Сергей Лавров, Павел Климкин и Лоран Фабиус совершили прогулку вместе с принимающей стороной по берегу озера. Климкин, который еще ранее просил ЕС и НАТО об оказании военной поддержки, был серьезен, что было заметно по его взгляду. Лавров шутил, что в виду сложившийся ситуации выглядело цинично — «Can we swim, maybe?» («Может быть, поплаваем?»).
Этот «формат Нормандии» установился еще с начала лета. Произошло это скорее случайно. В ходе торжеств, посвященных 70-летию высадки союзников в Нормандии, Меркель выступила с инициативой и вместе с Франсуа Олландом договорилась о встрече с Путиным и Порошенко. Сейчас этот формат в какой-то степени работает. Попытки задействовать «Веймарский треугольник» таят в себе риск, что русские и поляки только усложнят ситуацию.
Политика «тройных шагов» — Штайнмайер сглаживает ожидания
Вечером в воскресенье начались переговоры в каминном зале Виллы Борсиг, доме приемов МИДа ФРГ. Только четыре министра, без своих сотрудников. На ужине должны были присутствовать также и другие высокопоставленные лица. Но в последний момент было принято решение встретиться в «малом формате». Вначале царила напряженная атмосфера, поскольку Климкин и Лавров обвиняли друг друга в эскалации конфликта. Только потом началось обсуждение «политического процесса» и плана принятия мер по установлению доверия, которые должны включать в себя и встречу с Путиным и Порошенко.
После пятичасовой беседы гости покинули зал. Представительские автомобили скрылись в темноте. Штайнмайер рядом с входом на виллу вновь заговорил о «прогрессе по отдельным пунктам». Это было, по всей видимости, не только управление ожиданиями, это соответствовало всему напряженному ходу беседы. Теперь министрам иностранных дел предстоит обсудить эти «тройные шаги» в своих странах, прежде чем они во вторник дадут ответ Штайнмайеру, возможно ли дальнейшее развитие на основе данного плана.
Если он вообще имеет смысл. До встречи на Тегельском озере Штайнмайер вспомнил о прошлых переговорах — весной в Женеве и начале июля в Берлине — и явно расстроенно добавил: «Вся драма в том, что все достигнутые ранее договоренности не были выполнены».