Недавняя смерть актера Робина Уильямса заставила вновь обсуждать проблему суицида. Как выяснил корреспондент BBC Future, ученые ведут поиск новых способов идентификации людей, подверженных риску самоуничтожения. Возможно, если подойти к суициду как к излечимому недугу, это может открыть путь для более совершенных методик направленного лечения потенциальных самоубийц.
Задним числом после трагедии легко обнаружить скрытый смысл в прижизненных словах покойного актера. В одном интервью в 2006 году Робин Уильямс открыто говорил о тех перепадах настроения, которые он переживал. "Играю ли я порой так, как будто меня преследует мания? Нет. Испытываю ли я постоянно маниакальный синдром? Нет. Бывает ли, что меня охватывает глубокая печаль? О да. Страдаю ли я от этого? О да!"
Он не сказал, что был ли ему поставлен клинический диагноз о наличии какого-либо конкретного расстройства, однако его агент подтвердил, что Уильямс боролся с депрессией на протяжении нескольких месяцев, предшествовавших кончине.
Многие из тех, кто выражал признательность покойному актеру за его душевное тепло и комический гений, отмечали, что его смерть в который уже раз привлекла внимание к разного рода предрассудкам и ярлыкам, которыми изобилуют расхожие заблуждения, касающиеся проблемы душевного здоровья.
По каналу NBC News был показан вдумчивый сюжет о том, какое страшное клеймо ставит людская молва на "безмолвную эпидемию" и тех, кто ей настигнут.
Проблема суицида редко обсуждается публично, хотя самоубийства становятся все более серьезной проблемой. В Соединенных Штатах число самоубийств превысило смертность в результате автомобильных аварий.
И даже когда, казалось бы, все табу сняты, нам все еще предстоит проделать долгий путь, прежде чем мы начнем относиться к суицидальным чувствам точно так же, как к другим болезням.
Выработка правильной привычки
Когнитивно-поведенческая терапия, говорят врачи-психотерапевты, использует принципы теории обучения, которая предполагает, что разные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются вследствие привычной реакции человека на внешние условия. Это значит, что определенная реакция на стресс вырабатывает в людях определенную модель поведения, привычную реакцию, которая может быть не всегда правильной. Однако люди могут не только вырабатывать привычки, но и отучаться от них. Зачастую человек заранее пугается того, что сам себе вообразил без особых на то оснований. Выработка привычки правильно реагировать на стресс позволяет избегать новых, более тяжких проблем. Когнитивные методики позволяют избавиться от фатального восприятия действительности и улучшить эмоциональное состояние пациента. – Ред.
Лекарства-антидепрессанты и когнитивно-поведенческая терапия, похоже, позволяют облегчить бремя мыслей о самоубийстве для многих людей, страдающих от депрессии, но они не могут служить совершенным средством излечения для каждого пациента.
До сегодняшнего дня копание в душах, как правило, имело целью выяснить, почему одни люди откликаются на лечение, а другие нет. Впрочем, новые исследования все же позволяют хоть немного пролить свет на эту темную сторону человеческого разума.
Осознать самого себя
Сейчас, например, все большим признанием пользуется идея о том, что слово "депрессия", которым мы обозначаем рассматриваемую болезнь, - это зонтичный термин, применяемый к множеству различных проблем, имеющих разное биологическое происхождение. В частности, попытке суицида может предшествовать цепочка неврологических изменений, которые не наблюдаются у людей, страдающих от других видов депрессии.
Например, у пациентов, которые пытались покончить с собой, меньше белого вещества, т.е. нервных волокон, передающих информацию в медиодорсальное ядро таламуса префронтальной (лобной) коры головного мозга. Это часть мозга располагается там, где проходит линия волос на лбу. Значение этого трудно переоценить, так как от объемов белого вещества зависит наше самосознание.
Люди, которые пытаются убить себя, похоже, оказываются заложниками руминативного (навязчивого, повторяющегося), негативного стиля мышления и постоянной самокритики. Авторы исследования попытались выяснить, могут ли неврологические изменения привести к деструктивному образу мыслей, который настолько ослепляет людей и лишает их надежды на будущее, что они перестают осознавать ценность собственной личности.
У тех людей, которые вынашивают мысли о суициде, похоже, ослабевают нейронные связи в лобных долях мозга, отвечающих за эмоциональный контроль и сдерживание психологических реакций и поведения. Можно снова отметить, что последствия нарушений – чисто гипотетические, но самоубийство считается импульсивным действием.
Таким образом, нарушение нормальных нейронных связей в лобных отделах мозга ограничивает способность человека справляться с внезапным приступом страсти к саморазрушению. Более того, вследствие этих изменений сами клетки мозга иссякают или гибнут в других его отделах, что способно привести к нарушению способности человека решать проблемы и принимать решения. Когнитивные проблемы – общая черта, присущая людям, пытавшимся совершить самоубийство.
Пока еще не ясно, что становится толчком к таким анатомическим изменениям и могут ли они служить первопричиной побуждения к самоубийству. Не исключено, что это не что иное, как побочный эффект подавленных, депрессивных чувств, которые пациент уже испытывает. Вероятнее всего, психологические симптомы, а также изменения в нейронных связях мозга являются проявлением сложных взаимодействий между нашими генами и обстоятельствами нашей жизни.
Как только мы разобрали на части механизм конкретных причинно-следственных связей, возникшее в результате новое понимание этих процессов может в конечном итоге изменить наши подходы к лечению людей, страдающих депрессией.
И в первую очередь это поможет определить, кто именно подвергается наибольшему риску проявления суицидальных тенденций. Многие суицидальные пациенты не готовы рассказывать кому-либо, даже собственным врачам о своих темных чувствах.
Однако сканирование мозга помогает выявить эти характерные изменения, которые позволяют докторам взглянуть на проблему в буквальном смысле изнутри, что дает им информацию, которую они не могут получить в результате беседы с пациентом.
Поскольку нейронная дегенерация, в том числе гибель нейронов, имеет определенные химические маркеры, некоторые ученые предположили, что когда-нибудь анализы крови помогут выявлять на ранней стадии признаки, предупреждающие о возможной попытке самоубийства. Предварительные исследования этого метода дали положительный результат, однако потребуются куда более основательные испытания, прежде чем такие анализы можно будет применять в клинической практике.
Как только будут установлены конкретные потребности пациента, появится возможность разрабатывать индивидуальную методику лечения, которая соответствовала бы определенному типу депрессии. Дозы лития, например, как представляется, помогают восстанавливать серое вещество поврежденного участка мозга человека, склонного к самоубийству.
В результате исследований удалось установить, что лекарственные препараты с содержанием лития на самом деле снижают степень риска повторной попытки самоубийства, когда их прописывают людям с биполярными нарушениями, однажды уже пытавшимся лишить себя жизни. Другие лекарства могут обладать схожими эффектами.
Новые возможности
Кеес ван Хееринген, руководитель отдела по исследованиям суицида при университете Гента в Бельгии, предположил, что еще не внедренные в практику неинвазивные способы стимуляции мозга, например, транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), также могут представлять интерес для ученых.
Более продвинутое понимание изменений, поражающих мозг, и их влияния на мышление индивида даст возможность отточить приемы разговорной психотерапии. Таким образом, можно выявить те мыслительные процессы, которые испытали на себе наиболее разрушительное воздействие депрессивных состояний, полагает ван Хееринген.
Вряд ли какой-то один метод лечения когда-либо станет панацеей для людей, страдающих острыми и суицидальными видами депрессии. Напротив, действенность нового подхода заключается в разнообразии методов. В том, что некогда было покрыто мраком кромешным, неврологи и психиатры теперь стали видеть целый калейдоскоп новых возможностей. Если приспособить эти возможности к конкретным обстоятельствам жизни каждого пациента, удастся спасти бесчисленное множество человеческих жизней.
Если вы сами ощущаете склонность к самоубийству, или знаете кого-либо, кто испытывает те же чувства, совет один: обратитесь за медицинской помощью как можно скорее.
Предупреждение. Содержание этой статьи носит общий познавательный характер и не может заменить профессиональный совет врача. Би-би-си не несет ответственность за диагноз, поставленный читателем на основе содержания этой статьи. Би-би-си не отвечает за содержание других веб-сайтов, на которые даются ссылки, и не рекламирует какие-либо коммерческие продукты или услуги, о которых упоминается на этих сайтах. Всегда консультируйтесь с лечащим врачом, если вас беспокоит ваше здоровье.