Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не только христиане определяют сегодня внешнюю политику Соединенного Королевства

Британия является мультикультурной нацией, а ее меньшинства обладают растущим влиянием на ее голос в мире

© East News / Mark Esper / PolarisМитинг в Лондоне против израильской операции в секторе Газа
Митинг в Лондоне против израильской операции в секторе Газа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пример Великобритании наглядно показывает, что можно создать общество, в котором этнические и религиозные группы имеют равное право голоса. Но когда речь идет о внешней политике страны, возникают трудности. Группы обладают разной степенью влияния и пытаются воздействовать на внешнюю политику в соответствии с собственными, временами взаимоисключающими интересами.

Каноник Эндрю Уайт (Andrew White), уважаемый всеми «викарий» Багдада, поднял вопрос, который оказался почти архаичным по своему благородству. В интервью телекомпании BBC, посвященном сокращающемуся количеству христиан в Ираке, он предложил, чтобы британское правительство организовало воздушный мост и перевезло бы от 20 000 до 30 000 из них в Соединенное Королевство, где они были бы в безопасности. Местные церкви, сказал он, окажут им поддержку.

После высказываний Уайта (они вызвали определенное замешательство со стороны журналиста, бравшего интервью) последовал целый поток обвинений от высокопоставленных служителей Англиканской церкви по поводу того, что они называют игнорированием интересов христиан на всем Ближнем Востоке. Особенно резко свои аргументы сформулировал епископ Лидса в письме к Дэвиду Кэмерону, которое было написано, по словам его автора, при поддержке архиепископа Кентерберийского. В своем письме епископ Лидса сопоставил «заметное и вызывающее восхищение» фокусирование внимание политиками и средствами массовой информации на страданиях представителей езидского меньшинства в Ираке с «продолжающимся молчанием по поводу страданий десятков тысяч христиан». «Несмотря на жестокие преследования, — продолжил он, — они, судя по всему, выпали из сферы нашего внимания, и я не понимаю, почему это произошло».

Епископ Манчестера выразил похожие чувства и отметил: «Слишком много молчания, слишком долго оно продолжается, в том числе на самом верху». Его замечание соответствует действительности. Всего лишь четыре месяца назад премьер-министр говорил о том, что Соединенное Королевство «должно быть более уверенным относительно нашего статуса как христианского государства», однако он сам и его министры проявляют заметную медлительность в признании — не говоря уже о принятии каких-либо действий — фактов выдворения христиан из многих частей Ближнего Востока.
И причина подобного поведения очевидна. До всеобщих выборов остается менее одного года, и уже сейчас понятно, что во время их проведения значительное место будет занимать вопрос о миграции, а Партия независимости Соединенного Королевства угрожает вторгнуться на считавшуюся до сих пор надежной территорию тори. В таких условиях последняя вещь, в которой нуждается возглавляемое консерваторами правительство, — это приезд десятков тысяч новых просителей убежища, какими бы вескими ни были их причины.

Год назад, когда международное возмущение по поводу использования Башаром аль-Асадом химического оружия находилось на своем пике, правительство не предложило принять никого из сирийских беженцев, настаивая на том, что оно предоставляет значительные средства для снабжения лагерей в том регионе. Столь же жесткая линия становится очевидной и сегодня. Германия, Франция, скандинавские страны и даже Австралия предлагают убежище для иракских беженцев, но Британия этого не делает, хотя наша роль в Ираке может рассматриваться и так, что мы несем определенную моральную ответственность за то, что там происходит. Однако в этой игре речь идет о чем-то большем, чем просто о количестве потенциальных просителей убежища.

Активная позиция епископов и их акцент на страдании перемещенных христиан свидетельствует о чем-то еще: о конкурирующем давлении на британскую внешнюю политику, вызванном происходящими в стране демографическими изменениями. В ходе следующих выборов значимым вопросом будет не только миграция, но и способность этой страны — вместе с Шотландией или без нее — функционировать в будущем, руководствуясь единым, согласованным набором интересов за границей. Конфликты, терзающие то, что можно назвать Большим Ближним Востоком, и беспокоящие другие регионы, ставят этот вопрос с особой ясностью.

Возможно, Соединенное Королевство является христианской страной, но оно не только христианское государство, и если считать преследуемых христиан привилегированной группой по сравнению с другими претендентами на получение убежища, то как это может быть интерпретировано растущей по своей численности нехристианской (особенно мусульманской) частью населения страны? Какие политические или социальные последствия может это иметь? Вспомните также о последних вооруженных столкновениях в Газе. Независимо от состава правительства, Соединенное Королевство традиционно ведет себя как твердый союзник Израиля. На этот раз симпатии правительства в отношении действий Израиля зашли слишком далеко для Саиды Варси (Sayeeda Warsi), государственного министра в Форин-офисе и мусульманки, подавшей в отставку со своего поста. Леди Варси — какими бы активными после этого ни были попытки принизить ее влияние — представляет собой большую электоральную потерю для консерваторов, которые испытывают определенные трудности, пытаясь заручиться поддержкой со стороны этнических меньшинств.

Существует мнение, согласно которому многие — особенно молодые — британские мусульмане были отчуждены от мейнстримовской политики в результате вторжения в Ирак в 2003 году. Это лишь частично верно. Но их разочарование во многом началось тогда, когда они стали свидетелями неспособности Европы защитить боснийских мусульман, и свою роль здесь сыграла также их традиционная идентификация с интересами палестинцев; эти чувства были укреплены Ираком и еще более усиливались каждый раз, когда Соединенное Королевство потворствовало крайностям в политике Израиля. Конечно, в то же самое время многие британские еврейские голоса призывали политиков поддержать Израиль.

Дело в том, что смешанное общество, в котором этнические и религиозные группы имеют право голоса, является возможным, и Британия представляется в этом отношении более успешной страной, чем многие другие государства. Однако перевод существующего положения в согласованную внешнюю политику не является столь простым, поскольку различные группы обладают разной степенью влияния и пытаются сформировать ее в соответствии со своими собственными, временами взаимоисключающими интересами.

 Это не только сугубо британская дилемма. Турецкое население Германии и Австрии является фактором при принятии внешнеполитических решений в этих странах, а в Соединенных Штатах настроенных против Кастро эмигрантов, которые раньше диктовали политику в отношении Кубы, теперь сменили латиноамериканцы, выступающие за облегчение иммиграционных законов. Возникают периоды, когда раздоры между диаспорами — например, по поводу Кашмира или Шри-Ланки — выливаются на улицы Британии, и все это происходит не так мирно, как ставшее теперь привычным размахивание флагами напротив Даунинг-стрит.

Однако степень того, насколько религиозные различия — примером в данном случае могут служить разногласия между христианами, мусульманами и евреями — способны оказывать воздействие на внешнюю политику Соединенного Королевства, является новым элементом, и его значение будет только увеличиваться. Не удивительно, что Кэмерон проявляет осторожность в отношении просьбы епископов о спасении в первую очередь преследуемых христиан, однако само его колебание красноречиво свидетельствует о меняющихся временах как внутри страны, так и за ее пределами.


Мэри Дежевски раньше работала иностранным корреспондентом.