После того, как Россия Владимира Путина в прошлом месяце заключила с Китаем важнейшее торговое соглашение о поставках газа в течение 30-ти лет, она всерьез заинтересовалась проектом по строительству железнодорожных путей, которые бы связали российскую столицу с Афинами.
Почему? В 2010 году китайская компания COSCO Group (China Ocean Shipping Company), один из крупнейших контейнерных операторов мира, на 35 лет арендовала важнейший порт Средиземноморья — греческий Пирей. Теперь китайским контейнерным судам не нужно разгружаться в Голландии, в порту города Роттердам, они сразу берут курс на Пирей, в результате чего их путь стал на неделю короче. Именно это обстоятельство повлекло за собой целую серию стратегических шагов. Постройка высокоскоростной железной дороги Москва-Афины (что позволит еще и миновать Босфор) — один из них.
Уже в течение некоторого времени Путин вынашивает идею о создании широкомасштабной железной дороги, которая шла бы от Афин на север через Салоники и в конце достигала российской столицы. Ему удалось установить тесное сотрудничество с бывшим премьер-министром Греции Костасом Караманлисом (Kostas Karamanlis), однако этого оказалось недостаточно, и эта связь была резко оборвана. На Караманлиса было совершено покушение, причем, как говорят, именно из-за его чрезмерной близости с Москвой и «Газпромом», а в 2009 году он был вынужден подать в отставку, за которой последовали досрочные выборы. Как раз накануне греческого дефолта новым премьером страны стал Георгиос Папандреу (Giorgios Papandreou).
Сегодня Путин хотел бы сделать еще одну попытку, и, учитывая непростой греческий кризис с его реформой подрядных, общественных работ и приватизации, заняться прокладкой железных путей могла бы компания «Российские железные дороги», крупнейшая железнодорожная компания мира.
РЖД подала заявку на участие в тендере по приватизации греческого порта Салоники и оператора греческих железных дорог TrainOSE, долг которого составляет 800 миллионов евро. В прошлом сентябре президент РЖД Владимир Якунин также выразил заинтересованность в железных дорогах Болгарии «в контексте развития нового трансъевразийского коридора». Якунин не скрывает намерений создать крупный транспортно-логистический узел, именно этим и объясняется подобная ее активность в Греции, что он вновь недавно подтвердил во время конференции, организованной журналом Economist и посвященной перспективам греческой экономики.
Россия и Греция никогда не переставали сотрудничать. Этому есть масса свидетельств, от участия греческого оркестра военно-воздушных сил на Красной площади 30 августа в фестивале «Спасская башня», до открытия в России трех новых визовых центров Греции. А в прошлую среду в Афинах Якунин лично встретился с греческим премьером Антонисом Самарасом (Antonis Samaras), с которым они вместе обсудили неизбежное сокращение кадров TrainOSE, а также тот немаловажный факт, что в ходе тендера по продаже греческих железных дорог не должно быть давления со стороны тройки кредиторов — Международного валютного фонда, Европейского Центробанка и Еврокомиссии.
Если победа окажется за российской компанией, она получит доступ к различным типам транспорта (железнодорожному и морскому) в пределах целого региона Средиземноморья. Коммерческий статус страны серьезно изменится, и перед ней, как и перед самим европейским рынком, откроется множество новых перспектив. Якунин, ко всему прочему, 27 июня в Риме принял участие в конференции, на которой обсуждалась программа инвестиций, оцененных в 1,5 триллионов долларов, и создание 12 миллионов новых рабочих мест для евразийского коридора. Не следует забывать и о том, что в Китае, который является крупнейшим азиатским кредитором, месяц назад произошла настоящая коперниковская революция: он заключил с Москвой договор по поставкам 38-ми кубометров газа в год в течение 30-ти лет. Это самый значительный контракт, подписанный «Газпромом».