Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

США меняют стратегию

© REUTERS / Azad LashkariУдар ВВС США по Ираку
Удар ВВС США по Ираку
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С самого начала сирийского кризиса Обама старался возложить решение региональных проблем на государства региона, уклоняясь от прямого вмешательства. Однако между полным удалением из региона и тем, чтобы вводить туда войска, есть множество промежуточных вариантов. Сегодня США, кажется, стали осознавать это, так что период пассивности Вашингтона подходит к концу.

«Я не желаю быть ВВС Ирака или курдскими ВВС». Эти слова были произнесены президентом США Обамой в его недавнем интервью изданию New York Times.

Одного только этого предложения достаточно для того, чтобы показать позицию, которую занял Обама с начала сирийского кризиса. То есть показать то, что все региональные проблемы он старается целиком возложить на государства региона.

*

Однако между окончательным удалением из региона и тем, чтобы «быть ВВС Ирака», существует множество промежуточных вариантов. И, кстати, по этой причине Обаму критикуют как республиканцы, так и собственная партия Обамы, то есть демократы. Недавно к этому каравану критики присоединилась Хиллари Клинтон — госсекретарь первого кабинета Обамы. В беседе с журналом The Atlantic она отметила, что причина усиления ИГИЛ заключается в пассивной политике Обамы.

Но теперь, очевидно, период пассивности подходит к концу. США признают свои ошибки. И начинают действовать в поле, которое находится между двумя этими крайностями.

*

В интервью The Atlantic Клинтон сделала подобный намек: «Чтобы противостоять распространению радикального ислама, нам следует искать вдохновение в борьбе, которую мы вели в годы холодной войны против коммунизма». Также бывший госсекретарь США подчеркнула, что в эти дни она постоянно размышляет над двумя столпами этой борьбы — политикой «сдерживания» и политикой «устрашения». Об этом также говорил глава генштаба США Мартин Демпси (Martin Dempsey). В одном из интервью он так определил стратегию США против ИГИЛ: «Сначала сдерживание, затем раздел и, наконец, разгром».

*

Что эта стратегия холодной войны предполагает на практике? Прежде всего, американское командование даже не рассматривает вариант сухопутной операции. По позициям ИГИЛ в Ираке США планируют наносить удары только с воздуха. Причина — не допустить террористической атаки этой организации на территории США. Так, на прошлой неделе глава ФБР Коуми (James Comey) отметил: угроза того, что ИГИЛ осуществит атаку в стиле 11 сентября, лишает сна.

В данный момент воздушные атаки США ограничиваются только северным Ираком. Но, как только в Багдаде будет создано новое правительство (предполагается, что это произойдет в течение месяца), США планируют ударить и по тем позициям ИГИЛ в Ираке, которые не находятся на территории Курдистана. К тому же разрабатываются планы по нанесению более частых и продолжительных атак. Сухопутная война при этом ложится на плечи курдских формирований «пешмерга» и Багдад.

*

Почему США ждут создания правительства в Ираке? Расчет здесь заключается в следующем: как только вновь созданное правительство признает права суннитов, суннитские племена перестанут поддерживать ИГИЛ. Тогда организация ослабнет. Но если в течение ближайшего месяца ИГИЛ сделает какой-либо стратегический ход вне территории Курдистана, США могут и отойти от этого календаря. Конечно, все при единственном условии: процесс создания правительства должен идти так, как того желает Вашингтон. А именно — новое правительство должно представлять интересы всех проживающих на территории страны этнорелигиозных групп.

Есть только один вариант, при котором США могут пойти на сухопутную операцию: атака ИГИЛ на территории США или какой-либо европейской страны. То есть только в составе международной коалиции и с одобрения ООН.

*

Почему США не наносят удары по позициям ИГИЛ в Сирии? Потому что этого, с одной стороны, не требует правительство в Сирии (в отличие от иракского правительства). С другой стороны, допускающую подобные атаки резолюцию не примет Совет Безопасности ООН. Ведь два его постоянных члена — Россия и Китай — будут против. А без их согласия невозможна правовая основа, необходимая для такого рода вмешательства. Более того, широко распространено мнение о том, что удары по ИГИЛ в Сирии будут лишь способствовать усилению Асада.

Отныне США отказываются от односторонних действий. В отношении региональных проблем они стремятся к разработке общих со странами региона стратегий. В конце концов они осознали эту необходимость и теперь, в частности, взаимодействуют по иракскому вопросу с Ираном.

*

Теперь США понимают, что их собственные ошибки породили опасности, воздействию которых сегодня подвергаемся и мы. И предъявляют счет самим себе, размышляя над тем, как их исправить. Это необходимо понимать всем, кто обвиняет Анкару в появлении и усилении ИГИЛ.