Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пусть она у вас лучше сгниет!

Россия пытается использовать инструменты ВТО, чтобы помешать Украине провести модернизацию своей газотранспортной системы

© East News / UkrafotoОбъекты газотранспортной системы Украины «Укртрансгаз»
Объекты газотранспортной системы Украины «Укртрансгаз»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Природный газ наш восточный сосед транспортирует в Европу главным образом по территории Украины. Поэтому в интересах поставщика, то есть России, — чтобы наш газопровод был в отличном техническом состоянии. И, кстати, несколько замечаний по этому поводу — что украинскую ГТС надо бы слегка модернизировать — из уст россиян в свое время прозвучало. Сейчас же Украина вплотную подошла к осуществлению этого замысла.

Свой природный газ наш восточный сосед в лице компании «Газпром» транспортирует в Европу главным образом по территории Украины. Поэтому в интересах поставщика, то есть России, — чтобы наш газопровод был в отличном техническом состоянии. И, кстати, несколько замечаний по этому поводу — что украинскую ГТС надо бы слегка модернизировать — из уст россиян в свое время прозвучало. Сейчас же Украина вплотную подошла к осуществлению этого замысла. Однако натолкнулась на сопротивление со стороны россиян.

А давайте по-честному!

В конце прошлой недели украинская ГТС наконец лишилась титула «чемодан без ручки». Верховная Рада поддержала законопроект о реформировании нашей «трубы». Закон был принят во втором чтении — и в целом. Главная особенность документа — он предусматривает реформирование «Нафтогаза» Украины в соответствии с законодательством европейского сообщества.

То есть новый закон отменяет ограничения на передачу в аренду или концессию магистральных газопроводов и подземных хранилищ газа на платной основе — без права отчуждения. На базе целостного комплекса по перекачке и хранению газа создадут отдельные компании-операторы магистральных газопроводов и компании-операторы отечественных подземных газохранилищ. Именно по такому принципу работает топливный сектор в Европе и других развитых государствах.

«Принятие этого документа — это важный шаг, который позволит уменьшить риски транзита газа по территории нашего государства, которые возникли за обострения украинско-российских отношений», — сказал глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. По его словам, закон №4116 позволит привлечь инвестиции западных компаний в нашу ГТС — при том, что контрольный пакет акций остается в собственности государства. А это, в свою очередь, позволит лучше интегрировать наш топливно-энергетический комплекс в единое европейское энергетическое пространство.

«В ситуации, сложившейся сейчас, — это единственно возможный путь для защиты энергетических интересов нашего государства, — говорит Коболев. — Украинская ГТС, как известно, остается в государственной собственности, но все бизнес-процессы построят по европейским стандартам. Этот факт сделает нашу газотранспортную систему прозрачной и понятной западным партнерам».

Много уровней защиты. От Москвы...

Не менее важна и многоуровневая «система защиты» нашей «трубы» от посягательств Москвы. Которая, как известно, на протяжении многих лет упорно пыталась завладеть этим ценным для нее активом — и диктовать свои условия не только Украине, но и Европе. Как ведет себя Кремль по отношению к транзитному государству, у которого он выкупил его газотранспортную систему, очень ярко показывает опыт соседней Белоруссии. По мнению экспертов, потеря нашей ГТС означала бы начало потери украинской независимости.

Поэтому в законе именно этот момент прописывали особенно тщательно. Во-первых, новый закон де-юре запрещает «Газпрому» участвовать в управлении нашим газопроводом. То есть, доля государства в этих образованиях должна быть не менее 51%, а другими акциями могут обладать только компании-резиденты Европы и США, которые уже имеют опыт транспортировки и хранения газа в своих странах.

А в ходе заседания 14 августа депутаты существенно усилили контроль за тем, чтобы под вывеской «европейской» структуры вдруг не появилась компания с кремлевским корнями. Так, компании, которые будут участвовать в управлении нашей ГТС, должны в обязательном порядке открыть полную информацию о своих владельцах. Изменение таких владельцев должно обязательно согласовываться с украинской стороной.

Эксперты к содержанию этого закона относятся положительно. «Закон делает реальными те механизмы, которые раньше опасались вводить в действие — это аренда ГТС, — говорит президент аналитического центра DiXi Group Елена Павленко. — Если раньше главной угрозой такого сценария было желание России любой ценой стать или арендатором, или концессионером, то сейчас это невозможно». Весомо, по мнению аналитика, выглядят и другие методы защиты от России. «Компании, которые допустят к ГТС, должны быть также сертифицированными в соответствии с директивами ЕС. Кроме того, окончательное решение об определении структуры-победителя должна принять Верховная Рада. С такими «фильтрами» реализовать сценарий России по управлению ею украинской ГТС стало невозможно», — говорит Павленко.

Аргумент против «Южного потока» и при переносе «точки продажи»

«Если говорить объективно о разделении газотранспортной системы и подземных хранилищ газа, то надо понимать, что это два совершенно разных вида бизнеса, — соглашается с логикой нововведений генеральный директор ООО «Нефтегазстройинформатика» Леонид Униговский. — Транспортировка газа — это монопольный бизнес, хранение же в подземных хранилищах — это конкурентный бизнес. Именно поэтому они и должны существовать отдельно, как и в большинстве стран Западной Европы.

Положительным является документ и с точки зрения конкуренции украинскому пути транспортировки газа с масштабным проектом «Газпрома» — «Южным потоком». «Привлечение европейских и американских компаний, конечно же, нивелирует часть аргументов, которые использует «Газпром» для продвижения «Южного потока», — говорит Униговский. — Но полностью заморозить этот проект он не в силах. Решающее слово здесь могут сказать только санкции Запада».

Также новый закон будет стимулировать перенос точки продажи российского газа на восточную границу Украины. Но и это не произойдет автоматически. «У большинства европейских трейдеров заключены долгосрочные контракты с российским поставщиком, — говорит эксперт. — Их изменение должно происходить в соответствии с процедурой, которую предусматривают эти контракты. Поэтому, чтобы начать закупать российский газ на восточных рубежах Украины, европейские компании должны пройти долгий путь переговоров с «Газпромом».

Готовы на скидку! Только допустите к «трубе»

Кремль такая ситуация, ясное дело, не устраивает. Госдума Российской Федерации уже выступила с заявлением о том, что права российских компаний при новом законе будут нарушены. Противодействовать европейскому вектору в украинском энергетическом секторе Дума попытается через ту же Европу — привлекая рычаги ВТО.

Так, депутат Госдумы Андрей Круглов направил депутатский запрос в адрес Минэкономразвития и Минэнерго Российской Федерации, в котором предлагает этим структурам рассмотреть возможность подачи жалобы в ВТО.

Как надеются россияне, если их жалобу удовлетворят, Украину могут обязать отменить запрет на участие вертикально интегрированных структур в управлении своей ГТС — и все таки допустить «Газпром» к ее акционированию. Ведь, по мнению Круглова, обязательства, которые взяла на себя Украина, вступая в ВТО, не содержат ни одного предостережения на участие структур вроде «Газпрома» в управлении своими газопроводами.

Более того, Россия, устами того же господина Круглова, уже прямым текстом намекает на свой интерес в украинской «трубе». И даже предлагает очередную «скидку» на газ: мол, допустите к хранилищам и газопроводу — придем к компромиссу в ценовых вопросах. «В условиях, когда Украина не оплачивает долг за российский газ — в размере 5,3 млрд. долларов, — она ​​могла бы предложить долю в своих активах российским кредиторам — как возможную оплату за топливо, — говорит депутат Госдумы. — Впрочем, в любом случае российские участники рынка в соответствии с нормами ВТО должны получить право на вхождение в украинский рынок. В противном случае это уже будет нарушением норм конкуренции в пользу Европы и США».

Перевод: Антон Ефремов.