В Кремле, по данным «Ведомостей», обсуждается запрет на импорт в Россию западных автомобилей. Чем это грозит немецким автомобилестроителям? DW нашла ответ на этот вопрос.
После ограничения импорта продуктов питания из стран Запада Россия рассматривает целый ряд других санкций. Как вариант — полный или частичный запрет на импорт иностранных легковых автомобилей, написала на этой неделе деловая газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники в Кремле. Если Москва примет такие меры, чем это грозит немецким автомобилестроителям?
«Конечно, такой шаг нанесет ущерб немецким автомобилестроительным компаниям», — сказал в интервью DW авторитетный автомобильный эксперт, профессор Фердинанд Дуденхеффер (Ferdinand Dudenhöffer) из Университета Дуйсбурга-Эссена. Вместе с тем он предложил выбрать правильный масштаб рассмотрения проблемы. «Немецкий автопром продает примерно 3 процента ежегодно производимых им автомобилей на российском рынке. 97 процентов продаж останутся не затронуты санкциями. Это болезненно, но с такой нагрузкой немецкие автомобилестроители справятся. Мир не скатится в тартарары», — сказал Дуденхеффер.
Косвенный эффект опаснее прямого
«Пустой угрозой» считает рассматриваемые в Москве меры журналист газеты Die Welt Николаус Долль (Nikolaus Doll), пишущий на автомобильные темы. Большинство продаваемых в России западных моделей легковых автомобилей уже производится на территории страны и тем самым не подпадет под санкции, отметил он. Российский автомобильный рынок занимает лишь девятое место по важности для немецкого автопрома, из 14 миллионов легковых автомобилей в России немецкие компании продали не многим более полумиллиона, напомнил Долль. Истинную проблему эксперты видят совсем в другом.
Куда важнее прямых последствий возможных ограничений на импорт западных автомобилей являются косвенные последствия, говорит Дуденхеффер. «Проблема в том, что наши политики продолжают эскалацию конфликта и пытаются решить российско-украинский конфликт неполитическими методами. В результате только обостряются структурные проблемы экономик стран ЕС, ухудшаются исходные позиции западных производителей на протяжении всей цепочки автомобильного производства. Косвенные эффекты такого шага намного хуже возможных прямых, их-то можно сгладить», — сказал профессор Дуденхеффер.
Чувствительный российский рынок
Цель российского президента Владимира Путина, вероятно, больше простого желания чувствительно задеть Запад: он использует кризис для того, чтобы заставить иностранные автоконцерны производить в России еще больше авто и тем самым привязать их к России, пишет Николаус Долль. Но на фоне падения продаж это может оказаться для западных производителей ловушкой.
Еще недавно российский автомобильный рынок считался перспективным. По различным прогнозам, Россия должна была уже в ближайшие 2-3 года обогнать Германию по числу новых проданных легковушек и стать крупнейшим рынком в Европе. Но сегодня прогнозы приходится быстро переписывать. По разным данным, падение продаж легковых автомобилей в России может составить в 2014 году от 8 до 12 процентов.
Автомобильный рынок в России намного чувствительнее реагирует на любые изменения внешней среды, сказал Фердинанд Дуденхеффер. Шансы российского авторынка на рост, по его словам, некоторое время назад были значительно выше, чем сегодня: «То, что следует ожидать во второй половине года, стоит называть чуть ли не обвалом — объем продаж снизится на 20-25 процентов».
По мнению немецкого эксперта, «оживить» его будет сложно. «При этом российский рынок вполне мог бы через 10-15 лет иметь объем продаж новых автомашин в 10 миллионов штук. Мы теряем часть своего будущего, точнее этим кризисом откладываем его наступление», — сказал Дуденхеффер. Сегодня объем продаж автомобилей в России, по его данным, составляет около 2,6 миллиона штук против 3 миллионов в Германии.
Но и без запрета на импорт легковых автомобилей со стороны России западные производители чувствуют негативные последствия стагнации на российском рынке и кризиса между Москвой и странами Запада. По данным концерна BMW, уже в июне падение сбыта в Россию составило почти 12 процентов. Теперь в компании размышляют, на какие альтернативные рынки можно поставить автомобили, предназначенные для России. О снижении объема продажах в России сообщали и в концерне Daimler.
Зависимость, но от другого рынка
На фоне падения продаж, в том числе западных автомобилей, в России может обостриться зависимость немецкого автопрома от Китая, говорят эксперты. «Сегодня каждый четвертый автомобиль в мире продается в Китае, каждая вторая машина Volkswagen производится для китайского рынка. Риски зависимости велики», — сказал Дуденхеффер.
Он привел в пример антимонопольные расследования в отношении иностранных компаний. «Им (Audi. — прим. ред.) назначают штрафы за якобы слишком высокие цены. Мы не знаем всех причин на 100 процентов — виной ли тому только высокие цены или проблемы китайских производителей, чьи доли на рынке постоянно падают», — сказал Фердинанд Дуденхеффер.