Правительство Ренци решило поддержать курдов, противостоящих наступлению халифата. На итальянских военных складах хранятся тысячи единиц боевой техники. Эти военные запасы политики Италии используют для ведения дел, касающихся внешней политики страны. Причем весьма предусмотрительно.
Эскадрон самоходных артиллерийских установок в Африке, бронемашины в Ливии, несколько гусеничных автомобилей в Ливане, парочка вертолетов в разных точках планеты. В течение последних 10 лет Италия не торопится избавляться от подержанной техники и вооружений, предпочитая дарить уже находившееся в употреблении оружие в попытке установить международные связи. Цель такой тактики проста, и никто никогда не пытался ее скрыть: укомплектовать арсеналы новым оружием, произведенным в самой Италии.
В распоряжении Рима находится гигантский склад, появившийся в результате сокращения итальянских вооруженных сил. Международные договоры, касающиеся разоружения Европы в начале 90-х годов, привели к тому, что на складах орудий оказалось бесчисленное множество пушек, танков, гусеничных транспортеров, самоходок. Позже к ним добавилась еще и техника, оставшаяся в результате сокращения войскового состава итальянской обороны. В то время, как другие европейские страны пытались сделать все возможное для того, чтобы извлечь из этих залежей максимальную пользу, продавая наиболее современные из них, а остальные превращая в металлолом для последующей переработки, итальянцы продолжают хранить танки и гаубицы: они никогда ничего не выбрасывают. Согласно официальной статистике, «под нафталином» находится более 1100 танков и 3000 бронированных транспортных средств: такого количества боевых машин нет больше ни у одной европейской страны.
Некоторые модели уже очень устарели: танки Леопард 1, М-60 и самые древние версии бронетранспортера М113. Иные могли бы еще найти на рынке покупателей, например, танки Леопард, оборудованные в середине 90-х немецкими турелями и пушками; самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры Puma, отозванные из первого эшелона после проблем в Афганистане, и даже сотня боевых танков «Ариете» предпоследнего поколения. Однако отсутствие четкого законодательства в отношении продажи избыточной техники и интереса заниматься этим со стороны правительства до настоящего времени не позволяло найти способ для того, чтобы выгодно сбыть ее, вследствие чего на военных складах стали копиться горы пулеметов, минометов, пушек и даже истребителей-бомбардировщиков и вертолетов. В 1996 году были вновь обнаружены 20 тысяч пистолетов-пулеметов «Франки», о которых позабыли 20 годами ранее: часть из них уже снова начали использовать, после того, как они были отправлены в Боснию. Несколько лет спустя вспомнили также о ящиках с винтовками Ли-Энфилд, которые в 1944 году были поставлены союзными государствами и с которых стряхнул пыль итальянский флот ради какой-то церемонии. Но в бункерах действительно чего только нет: от винтовок Beretta BM 59 до пистолетов-пулеметов Beretta Mab, от скорострельных пушек FH17 до зенитных пушек Bofors.
Время от времени кто-то вспоминает о потенциале этого арсенала и пытается превратить его в инструмент внешней политики. Примерно в 2001 году правительство Берлускони вместе с целой партией униформы пожаловало около сотни бронетранспортеров М113 Ливану: солдаты Бейрута, которые в 2006 году пытались отразить израильское вторжение, были одеты в то же, во что и солдаты Эль-Аламейна. Вслед за этим настала очередь Иордании, получившей от Италии несколько «Кентавров», гибридов бронеавтомобиля с танком, которые очень понравились амманскому правителю: король Абдалла даже выразил желание испытать его лично во время учений в пустыне. Несколько сотен М113 были отправлены в Пакистан в качестве благодарности за транзит итальянских колонн, которые пополняли запасы размещенного в Афганистане контингента. В ответ на предоставленную ей возможность построить свою оперативную базу на полуострове Сомали (Африканский Рог), Италия пожаловала 10 самоходных артиллерийский установок М109 — которых у нее сотни, но ими никто не пользуется так давно, что многие из них уже заржавели — небольшому государству Джибути.
В других случаях Италия старалась сбыть «безаварийную подержанную технику» для того, чтобы обновить свои собственные арсеналы. Вспомним, например, о вертолетах «Агуста», переданных Мальте и Албании. В начале 2000-х ввиду тесных отношений Берлускони и Чавеса обсуждалась передача Венесуэле истребителей-бомбардировщиков AMX, вышедших из употребления военно-воздушных сил Италии, однако в дело вмешалась Америка и заморозила переговоры. В 2012 году итальянцы предложили Колумбии самые современные танки «Леопольд» в качестве технической новинки, чтобы самим впоследствии заказать новые многоцелевые бронированные машины «Фреччиа». Похожие соглашения были предложены также Перу и Филиппинам. Наиболее значительным событием пока остается передача сторожевых катеров береговой охраны Панаме как следствие дипломатических отношений между двумя странами, установлением которых от лица правительства Берлускони занимался Вальтер Лавитола (Valter Lavitola). Совсем недавно новому ливийскому правительству было подарено около 20 бронетранспортеров Puma, а также проведена соответствующая подготовка экипажей: кто знает, с какими именно группировками Триполи они сражаются в этот самый момент.
На сегодняшний день дебаты насчет оказания поддержки курдам выявили новую проблему. Курдские военизированные формирования пешмерга, которым Запад доверяет очень важную миссию — остановить наступление исламского халифата, привыкли к использованию оружия советской разработки: от автоматов Калашникова до реактивных систем залпового огня «Град». Итальянские же склады переполнены избыточным вооружением, соответствующим стандартам НАТО: от винтовок до пушек разного калибра и использующих различные виды снарядов. Поэтому можно было бы снабдить боевыми запасами курдов и обучить их, как ими пользоваться. В настоящий момент обсуждается решение, суть которого заключается в поставках курдам вооружения в особо крупных размерах: 300 контейнеров с оружием, конфискованным в 1994 году на борту Jadran Express, мальтийского корабля, задержанного итальянским флотом во время войны в бывшей Югославии, когда тот направлялся к хорватским портам. Эти запасы насчитывают 30 тысяч автоматов Калашникова с 32 миллионами патронов, 50 реактивных систем «Град» с пятью тысячами ракет, 400 противотанковых ракетных комплексов «Фагот», 400 ручных противотанковых гранатометов с 11 тысячами снарядов. Идеальный набор для усиления курдского сопротивления.
По неподтвержденным слухам, часть этого арсенала была передана в 2011 году ополченцам Бенгази, взбунтовавшимся против режима Каддафи: тогда правительство Берлускони пыталось освободиться от давнего альянса с диктатором Триполи. А сейчас решение открыть государственную тайну, кажется, и есть завуалированное подтверждение того, что многие из вышеупомянутых орудий все же отправятся в Ливию.
Но склады итальянской армии настолько богаты, что Италия могла бы заинтересовать пешмерга, предложив им альтернативу: противотанковые ракетные комплексы «Tow» американского производства, уже применявшиеся в прошлом курдскими солдатами. Итальянские вооруженные силы заменяют их на ПТРК SPIKE, купленные у Израиля; сотни «Tow» первой серии уже находятся в их распоряжении. Курдам было бы очень удобно подбивать бронированные джипы ИГИЛа, которые — что весьма иронично — именно американцы предоставили правительству Багдада и которые впоследствии оказались в руках исламистской армии.