В 2013 году импорт автомобилей в Россию составил 40 миллиардов долларов, а с учетом ввоза запчастей (11,5 миллиарда долларов) автомобильный сектор России импортировал более 50 миллиардов долларов. Основная часть этого импорта идет из стран ЕС. Если сказать точнее, около половины импорта автомобилей и 47% импорта запчастей составила продукция государств, входящих в Евросоюз. Из-за рубежа в Россию ввозится 27% легковых автомобилей, 46% грузовых машин, 13% автобусов. И преобладают здесь именно европейские фирмы.
В силу того, как складываются отношения России и стран ЕС, представители турецкого автомобильного сектора полагают, что санкции могут коснуться и автомобильной промышленности, что, вероятно, создаст новые возможности для турецких автомобильных компаний. Отмечается, что наряду с 13 турецкими фирмами, которые сегодня осуществляют инвестиции в России, о вложении денег в эту страну сейчас задумываются еще 20 наших компаний.
Россия — это рынок, в котором в последние годы стремительно увеличивается интерес к турецкому автопрому. В 2009 году турецкий экспорт автомобилей в Россию составил 269 миллионов долларов, но за четыре года он увеличился в четыре раза, достигнув в 2013 году 1,92 миллиарда долларов. Россия — пятая в списке стран, куда мы экспортируем наибольшие объемы продукции данного сектора, ее доля — 5,4%. В то же время представители автомобильного сектора Турции не исключают того, что санкции ЕС и России могут создать в этой отрасли новые возможности для турецких производителей.
Глава Союза экспортеров автомобилей Турции Орхан Сабунджу (Orhan Sabuncu) отмечает, что происходящие сегодня события можно рассматривать с двух точек зрения: «Первый момент — эмбарго, которое западные страны вводят в отношении России. Второй момент — эмбарго, которое Россия применяет в форме возмездия. До настоящего времени стороны вводили санкции, которые напрямую не затрагивали автомобильный сектор. Но в дальнейшем речь может пойти в том числе и об ограничениях России в отношении западных автомобильных компаний, не имеющих инвестиций в этой стране. Пока мы не можем ничего утверждать с полной уверенностью, однако сегодня также говорится о том, что запрет на ввоз автомобильной продукции может касаться как всего сектора в целом, так и только легковых автомобилей. Если исходить из этой информации об эмбарго, можно полагать, что все эти события предоставят нашим экспортерам автомобилей уникальные возможности».
Председатель правления Yeşilova Holding Али Ихсан Йешилова (Ali İhsan Yeşilova) сообщает, что в соответствии с планом, рассчитанным на ближайшие пять лет, компания приняла решение создать интегрированный завод в России. За первые шесть месяцев текущего года экспорт автомобильного сектора в Россию достиг 550-600 миллионов долларов, при этом отмечается, что турецкие фирмы, имеющие инвестиции в этом регионе, не только не пострадают от вероятного эмбарго, а, напротив, могут получить от него немалую выгоду.
Итак, события на российском автомобильном рынке показывают, что в дополнение к 13 уже инвестирующим в Россию турецким компаниям еще 20 турецких фирм изучают российский рынок с намерением вкладывать в него инвестиции.
Как полагают представители сектора, в случае если на повестке дня все же возникнет вопрос об эмбарго России в отношении европейских компаний, то в числе фирм, которые извлекут наибольшую пользу из этого, будут 13 инвестирующих в этот регион турецких фирм. Прогнозируется, что при введении эмбарго на автомобильную продукцию ЕС турецкий экспорт автомобилей в Россию, который в 2013 году превысил 1 миллиард долларов, скоро может возрасти в два или три раза.