Если в это военное время все же будет сделан общий снимок, он приобретет поистине сакральный смысл: на нем рядом друг с другом встанут два главных противника в конфликте на Украине, президент России Владимир Путин и его украинский коллега Петр Порошенко, белорусский и казахский автократы Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев, а также глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон. Подобной фотографии мы, скорее всего, все же не увидим, но это не отменяет значимости намеченной на вторник встречи в белорусской столице: российский и украинский лидеры увидятся во второй раз после июньских церемоний на побережье Нормандии. Все это пройдет на фоне организованного в Минске неформального саммита столь дорогого Путину Евразийского союза, в который Киев отказывается вступать в довершение своей прозападной революции. Как отмечают в Москве и Брюсселе, «ждать чудес от этой встречи не стоит»: все, видимо, ограничится заявлениями о значимости «дипломатического решения» в войне, которая и не думает сдавать обороты - при том, что переговоры зашли в тупик.
Владимир Путин упорно отрицает предоставление военной помощи донбасским мятежникам и в Минске, вероятно, потребует от своего украинского коллеги прекратить «карательные» военные операции против «мирного населения» Украины. Его министр иностранных дел Сергей Лавров примерил такие же сверкающие доспехи рыцаря без страха и упрека и объявил в понедельник о намерении отправить в регион второй «гуманитарный конвой», хотя проникновение на украинскую территорию первой колонны в конце прошлой недели вызвало нешуточное раздражение на Западе.
Досрочные выборы
После того, как вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) упомянул возможность «федерализации» украинского государства без опровержения со стороны Ангелы Меркель, в Москве ощущают небывалый подъем. Во властных кругах вновь обсуждается возможность организации круглого стола с участием донбасских мятежников.
Как считает директор Института стран СНГ Константин Затулин, Порошенко понимает бесперспективность попыток военного разрешения конфликта и должен действовать с учетом приближающихся досрочных выборов - все это лишь способствует организации переговоров. Кроме того, в Кремле хотят получить от Киева или НАТО гарантии того, что Украина не вступит в Североатлантический альянс. Пока сложно представить себе, как такое обещание могло бы проявиться на практике. Наконец, присутствие лидеров двух других членов Евразийского союза, Белоруссии и Казахстана, и представителя ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон даст Владимиру Путину прекрасную возможность для критики последствий подписания Евросоюзом и Украиной соглашения о свободной торговле.
В понедельник, когда Москва активно демонстрировала свои мирные намерения, украинская армия обвинила российские войска в открытии третьего фронта в Донбассе у Мариуполя на Азовском море. Как утверждают в Киеве, по меньшей мере десять единиц российской бронетехники пересекли границу и нанесли удар в этом регионе на юге Донецкой области, которая в настоящий момент является главным оплотом мятежников. Украинские военные также говорят, что взяли в плен десятерых российских десантников на востоке страны. Президент Порошенко выразил обеспокоенность произошедшим. Сергей Лавров, в свою очередь, заявил, что ни о чем подобном не слышал и списал все на дезинформацию. Такие события лишь еще больше отдаляют перспективу дипломатического компромисса. Если Петру Порошенко и не удастся убедить Москву отказаться от помощи мятежникам, у него все равно найдется о чем побеседовать с казахским и белорусским коллегами, которые не могут не испытывать беспокойства при виде российского вмешательства на Украине. Пусть это и слабое утешение...