Перед будущим (или будущей) главой европейской дипломатии будет стоять весьма непростая задача. Как показала поездка Ангелы Меркель в Киев 23 августа, отныне Германия намеревается взять на себя ответственность на международной арене, не прикрываясь Европой. Кроме того, намеченная на 28 августа встреча руководителей балканских государств (Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Косово, Македония, Черногория, Сербия, Словения) на тему их отношений с Европейским Союзом состоится вовсе не в Брюсселе, а в Берлине.
«Они убеждены, что Германия держит в руках ключи от их вступления в Евросоюз», — отмечает дипломатический источник. Еще в августе 2012 года Ангела Меркель отправилась в поездку в Пекин, чтобы развеять беспокойство Китая по поводу ситуации в еврозоне.
Теперь канцлер и ее министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер уделяют немало времени посредничеству между президентом России Владимиром Путиным и его украинским коллегой Петром Порошенко. И хотя Ангела Меркель иногда приобщает к этой дипломатии по телефону Франсуа Олланда, у руля стоит именно она.
Еще одним признаком возросшей значимости дипломатии в немецкой политической жизни стало вышедшее на телеканале ARD традиционное интервью канцлера. Первые его 15 минут (из 18) были посвящены ключевым международным событиям: Украине, Ираку, Израилю, прослушиванию разговоров спецслужбами. Единственный вопрос внутренней политики (возможность введения сборов на платных дорогах с иностранных автомобилистов) на этом фоне показался даже неуместным.
Как не раз повторяла министр обороны страны Урсула фон дер Лайен, «безразличие — не вариант» для главной экономики Европы. Такой поворот во внешнеполитическом курсе объясняется как огромным весом Германии, так и ростом авторитета Ангелы Меркель. В первую очередь это проявилось в кризисе вокруг Украины. «Чувствуется, что Путин ее уважает», — признает один западный руководитель. Присущее Ангеле Меркель стремление найти компромисс изначально представлялось как слабость во внутренней политике, но теперь стало силой на международной арене. Ее поездка в Киев стала наглядным тому подтверждением.
Внешне этот шаг стал символом поддержки президента Украины незадолго до встречи с Владимиром Путиным в Белоруссии 26 августа в рамках саммита Украины, России и Европейской комиссии. Кроме того, по сути, Меркель стала первым лидером страны большой семерки, который побывал в Киеве с начала нынешнего кризиса. Обещанный канцлером чек на 500 миллионов евро для восстановления инфраструктуры на востоке страны позволил президенту Порошенко провести хвалебную параллель между планом Маршалла (американская помощь для восстановления Европы после 1945 года) и «планом Меркель». Тем не менее за кулисами канцлер призвала Петра Порошенко пойти на уступки, в частности по вопросу децентрализации власти. «Разрешение конфликта по-прежнему находится в руках двух сторон, — заявила она в эфире ARD. — Я хочу найти такой путь, который не навредил бы России».
Как бы то ни было, эти несколько часов в Киеве едва ли позволили продвинуться дальше по пути поиска решения, чем пятичасовая встреча министров иностранных дел России и Украины, которая прошла в Берлине несколько дней назад. Ни одна из сторон не готова сделать серьезный политический шаг, сожалеют в Германии. Сама Ангела Меркель развеяла надежды насчет результатов встречи в Минске. «Прорыва ждать не стоит», — сказала она.
На вопрос об истинных целях Путина на Украине она, несмотря на множество телефонных бесед с российским лидером, ответила, что «сейчас о прогнозах на будущее речи не идет», и что «ситуация определенно крайне неустойчивая». Сложно воспринимать это как-то иначе, чем признание собственного бессилия. В любом случае Ангела Меркель считает поиск политического решения «долгом» Германии и усердно работает в этом направлении, хотя и не строит особых иллюзий.
Ситуация в Ираке также проиллюстрировала поворот в немецкой внешней политике. Сначала Ангела Меркель объявила, что отправит сражающимся против Исламского государства курдам исключительно гуманитарную помощь, однако 20 августа решила начать и поставки оружия. До этого Берлин еще ни разу не отправлял оружие в охваченное войной государство за исключением Израиля. Это «значимый шаг», — признала Ангела Меркель, сравнив его с участием Германии в операциях в Афганистане и бывшей Югославии, а также в рамках миссий ООН.
Полгода назад во время конференции по безопасности в Мюнхене президент Йоахим Гаук, а также министры обороны и иностранных дел выступили за более активную роль Германии на международной арене. Однако Ангела Меркель тогда предпочла остаться в стороне. Она не поехала в Мюнхен, но на следующий день присутствовала на заседании азиатской комиссии руководителей немецкого бизнеса. Малоинтересное событие для дипломатов, но важнейшее мероприятие для экспортеров.
Но это было до кризиса на Украине. Как недавно отметил бывший американский госсекретарь Генри Киссинджер, «Германия обречена взять на себя большую ответственность» в международных делах.