Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) в интервью нашей газете ответил на упрек в том, что альянс относится к своим восточным партнерам так, будто они не являются его полноценными участниками. По его словам, в связи с украинским кризисом присутствие НАТО на восточных рубежах будет более ощутимым.
Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, полномочия которого вскоре истекают, объявил борьбу новой угрозе для альянса. Эта угроза не носит военную форму и не скапливается у границ Североатлантического союза. Она находится внутри него и состоит из пары слов и определенного настроения. Недавно некоторые политики и журналисты из восточных стран-членов НАТО выступили с утверждением, что членство в альянсе делится на «первоклассное и второклассное». По их мнению, страны, на территории которых отсутствуют значительные военные силы альянса, не могут быть уверены в том, что получат помощь в случае нападения на них со стороны России.
«Никакого членства первого и второго класса нет. Все страны-члены равны между собой», — подтвердил Расмуссен в своем недавнем интервью для нашей газеты и других европейских СМИ. «Мы примем все необходимые меры для эффективной обороны и защиты каждого из наших членов». На саммите НАТО в Уэльсе, запланированном на следующую неделю, по словам Расмуссена, должны быть развеяны все сомнения на этот счет.
В прибалтийских странах НАТО есть значительные русскоязычные меньшинства
Способствовать этому призван так называемый План действий по обеспечению боеготовности (Readiness Action Plan), предусматривающий целый ряд мер. «Мне кажется, наши восточные партнеры будут довольны этим планом. Присутствие НАТО на востоке будет более ощутимым», — сказал Расмуссен. Очевидно, впрочем, что этот план не предполагает переброски значительных военных сил на восток. О бригадах, которые желал бы видеть на территории своей страны польский министр иностранных дел Радослав Сикорский (Radoslaw Sikorski), речи не идет. Это, кстати, противоречило бы договоренностям между НАТО и Россией, закрепленным в Основополагающем акте о двусторонних отношениях, подписанном в 1997 году, а также в Римской декларации 2002 года.
Вместе с тем Расмуссен сказал, что действия России, нарушающие территориальную целостность и независимость Украины, «возмутительным образом» противоречат положениям двустороннего соглашения. Но принцип НАТО, по его словам, прост: «Мы придерживаемся Основополагающего акта об отношениях Россия-НАТО. Меры, которые мы принимаем, не выходят за рамки этого документа». Таким образом, переброска «значительных» военных соединений НАТО на территорию новых членов альянса исключена. Это, однако, никоим образом не значит, что восточные европейцы останутся наедине со своими опасениями. Ведь некоторые страны «очень обеспокоены» тем, что Россия оставляет за собой право вторгаться на территорию других стран с целью «защиты так называемых интересов русскоязычного населения». Датчанин имел при этом в виду три прибалтийских государства, в которых имеются крупные русскоязычные диаспоры.
«Наконечник копья» быстрого реагирования
На предстоящем саммите альянс, по словам Расмуссена, пойдет навстречу прибалтам, приняв решение об ужесточении требований к силам быстрого реагирования НАТО. Страны-члены альянса передают в распоряжение этих сил различные компоненты, но до сих пор их ахиллесовой пятой считалась быстрота реагирования. «Теперь мы намерены создать внутри этих сил особый отряд — “наконечник копья” — повышенной боеготовности. В случае возникновения угрозы для какого-либо союзника НАТО мы сможем немедленно задействовать этот “наконечник” для защиты нашего союзника, находящегося под угрозой», — сказал Расмуссен. Он не назвал точного времени реагирования, но, по его словам, речь в таких случаях будет идти о нескольких часах.
Эта же мера должна стать ответом на требования восточноевропейцев по поводу более значительного присутствия НАТО на их территории. «Для этого “наконечника копья” потребуются дополнительные сооружения в соответствующих странах», — подчеркнул генсек альянса. По его словам, они должны создать необходимую инфраструктуру, а также объекты, в которых будут размещаться штаб сил быстрого реагирования и необходимое оборудование.
«В будущем вы увидите усиленное присутствие НАТО на востоке», — заверил Расмуссен. Это касается и присутствия в этих странах солдат, которые будут «постоянно ротироваться». «Каждый потенциальный агрессор должен знать: если он лишь подумает о том, чтобы напасть на какого-либо союзника НАТО, ему придется иметь дело не только с солдатами из соответствующей страны, но и с силами всего НАТО», — предупредил Расмуссен. В связи с этим, по его мнению, должны отпасть всякие сомнения в том, что статья 5 Договора НАТО — ключевая для существования всего альянса — действует в равной степени для всех без исключения его членов.
Расмуссен требует более существенных расходов на оборону
Однако непосредственной угрозы для прибалтийских государств Расмуссен, по его словам, не видит. «Русские знают, что мы всерьез воспринимаем наши обязательства в соответствии со статьей 5», — сказал он. Вместе с тем НАТО должен подстраиваться под нынешнее положение дел. «Никто не ожидал, что Россия решит силой захватить территорию другого государства. Мы заметили серьезные изменения в действиях российских вооруженных сил со времен войны с Грузией 2008 года», — подчеркнул генсек НАТО. По его словам, Россия сочетает боевые действия с кампаниями по дезинформации и способна молниеносно превратить военные учения в реальные наступательные действия.
Расмуссен выразил также надежду, что страны НАТО на встрече в Уэльсе договорятся о постепенном увеличении расходов на оборону. По его словам, члены альянса, «видя “кризисную дугу”, тянущуюся с востока через Ближний Восток на юг», должны больше средств инвестировать в собственную безопасность.