К моменту возникновения террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), деятельность которой охватила северную часть Ирака, уже стали понятно, к каким серьезным последствиям привела иракская политика США. После публикации видео с казнью американского журналиста, заставившее мир содрогнуться от ужаса перед безжалостностью ИГИЛ, у людей появилось еще больше оснований поехидничать по поводу провала американской политики на Ближнем Востоке.
Существует мнение, что для Китая, который Америка притесняет на всех фронтах и которому угрожает восточная стратегия Обамы, это удачный повод лишний раз посмеяться над Америкой. Если ситуация в Ираке, которая всегда была нестабильной, сегодня станет еще хуже, США будет непросто успешно осуществлять стратегию «возвращения в Азиатско-Тихоокеанском регион». Возможно, дойдет и до того, что пошатнется американское господство во всем мире. А у Китая опять появятся благоприятные стратегические возможности.
Выглядит неплохо, но только с точки зрения тактики. Со стратегической точки зрения, это довольно неразумно.
То, что мы называем стратегией, должно разрабатываться на основании долгосрочных интересов, и она не может существовать в отрыве от плана, рассчитанного на длительный период. Исходя из этого, нужно обратить внимание на следующее:
1. Терроризм может стать еще большей проблемой для американцев, однако ему не по силам бороться с США. Реальная мощь и способность страны к выживанию стоят на прочном фундаменте внутренней политики, экономики, научно-технического развития и населения. Свою роль играют и воплощенные в этих «столпах» целеустремленность, дух новаторства, а также существующие механизмы по работе над ошибками. Поэтому США еще долго будут сохранять свое могущество.
2. Принимая во внимание вышеуказанную мысль, мы должны понимать, что интересы Китая и США неизбежно будут пересекаться. Более того, Пекин не должен бояться бросать вызов Штатам в самых различных областях. Однако если Китай хочет успешно расти и дальше, ему просто необходимо искать пути, которые позволили бы ему пользоваться благами сосуществования с Америкой, — в частности, пути к сотрудничеству. В обстановке, реальной силе и положении двух стран есть явная асимметрия. Если между Китаем и США не будет никакого сотрудничества, то для Америки это обернется лишь некоторым неудобствами. Однако у Китая могут возникнуть серьезные трудности в развитии и даже в сфере безопасности.
3. Исламские экстремистские террористические силы представляют угрозу не только для США, но и для дальнейшего развития Китая. Некоторые люди беспокоятся, что сотрудничество с Америкой в этой сфере может вызвать гнев экстремистов. Но мало кто знает, что Китай уже стал одной из целей исламистов (ИГИЛ громогласно заявляет, что через несколько лет его территория расширится и включит в себя Синьцзян). Нерешительное поведение никак не поможет делу. Наоборот, террористические группировки будут становиться все сильнее и сильнее, и это повлечет за собой ужасные последствия.
Поэтому, если оценивать ситуацию со стратегической точки зрения, сейчас необходимо, чтобы Китай сообща с Америкой боролся с терроризмом, а не высмеивал США за политические промахи. Борьба с терроризмом не только поможет Китаю устранить долгосрочную угрозу (исходящую от экстремистских исламских сил), но и поможет возникновению общих интересов с США. Отношения двух стран выйдут на новый уровень доверия.
Да даже с точки зрения тактики, перед новым раундом борьбы с терроризмом Китаю следует четко обозначить свою позицию. Когда произошла трагедия 11 сентября, Китай тут же сообщил американскому правительству, что поддерживает план борьбы с терроризмом. Это устранило одну из причин беспокойства для Джорджа Буша-младшего, и США бросили все силы на борьбу с терроризмом, а отношения с Китаем стабилизировались на последующее десятилетие. Сейчас, в условиях новой угрозы, Китай опять должен ясно выразить свою точку зрения, взять на себя инициативу по направлению китайско-американских отношений в русло доверия.
Конечно, это вовсе не означает, что Китай должен во всем одобрять иракскую политику Штатов, и уж тем более не стоит посылать свои войска в Ирак. Америке необходима поддержка Китая, поэтому обеим сторонам надо прийти к соглашению по следующим пунктам: во-первых, так как на Америке лежит самая большая ответственность за те события, которые происходят сейчас в Ираке, то она должна взять на себя главную роль и в борьбе с терроризмом, у Китая здесь вспомогательная функция. Во-вторых, принимая во внимание тот факт, что ситуация в Ираке зашла слишком далеко, США должны взять на себя долгосрочную ответственность за эту страну, они не могут перекладывать это на ООН или какие-либо другие страны. В-третьих, страны должны бороться с терроризмом в тех сферах, где они сильны. Китай, например, может попробовать свои силы в таких вспомогательных областях, как тыловая поддержка или общественная безопасность. Однако основной упор сделать на сильные стороны Китая, то есть богатый опыт в восстановлении общества и экономики.
Важнее всего здесь то, что Америка должна признать, что она нуждается в поддержке КНР. США просто не может в одиночку орудовать в близком к Китаю регионе. И Китай, и США — могущественные державы, а не неразумные дети, поэтому нам не пристало делать все, что вздумается. Не стоит также позволять ошибкам или краткосрочным интересам ограничивать наш кругозор. Наши интересы, точно так же, как и представители наших народов, существуют во всех уголках мира, и они уже стали желанной целью для террористов. Только через сотрудничество мы добьемся того, чтобы подобные прецеденты, как в случае с видеозаписью казни журналиста, больше не повторялись.
Автор — младший научный сотрудник Института международных отношений Шанхайской академии общественных наук.