Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия импортирует продукты со всего мира: из Америки, Евросоюза, а также стран СНГ, Израиля, Азии. Запрещать в таких условиях ввоз продукции из Европейского союза и США, доля которых особенно велика, — почти самоистязание. Неужели президент Владимир Путин готов на любые меры ради достижения победы? На деле все не так просто. Давайте попробуем разобраться.

Более месяца прошло после крушения самолета МН17 Малазийских авиалиний, упавшего на территорию Украины 17 июля. Судя по информации в прессе, расследование этого дела не продвинулось ни на шаг, однако США и Евросоюз все же ввели дополнительные экономические санкции против России. В ответ на эти меры Россия 7 августа ввела запрет на импорт сельскохозяйственной продукции из США, Евросоюза, Норвегии, Канады и Австралии.

Так гражданская война на Украине между правительственными и антиправительственными (пророссийские группировки) войсками превратилась в экономическую войну между Россией и странами Запада.

Понятно, что для бизнесменов, ведущих дела с Россией, экономическая война стала поводом для серьезного беспокойства. Все, кто когда-либо покупал продукты в московских супермаркетах, думаю, сразу вспомнят, что большая часть представленных товаров — это импорт.

Россия импортирует продукты со всего мира: США, Евросоюза, а также стран СНГ, Израиля, Азии. Запрещать в таких условиях ввоз продукции из Евросоюза и США, доля которых особенно велика, — почти самоистязание. Неужели президент Владимир Путин готов на любые меры ради достижения победы?

В этой статье я собираюсь проанализировать степень влияния экономических санкций США и Евросоюза на экономику России, а также ответных мер России — на российскую и мировую экономику.

Экономические санкции США и Евросоюза против России

Экономические санкции, введенные США и Евросоюзом в июле, были направлены на ключевые отрасли российской экономики: государственные финансовые институты и энергетику. Были наложены ограничения на финансирование государственных банков со стороны США и Европы, а также на предоставление технологий энергетическим предприятиям.

Данные меры, по всей видимости, привели к серьезным убыткам со стороны корпораций, против которых они и были направлены, на что и рассчитывали США и Евросоюз. Например, доход Внешэкономбанка за первую половину 2014 года снизился до 70% по сравнению с предыдущим годом, — сообщила газета Moscow Times (15 августа).

Однако, с другой стороны, появились сообщения о том, что банк ВТБ, попавший под санкции, собирается покупать итальянский бренд высокой моды Roberto Cavalli. Это значит, что пока еще рано говорить о том, что санкции действительно эффективно воздействуют на финансовый сектор России.

Ситуация с энергетическими предприятиями - более тяжелая. Сообщают, что государственная корпорация «Роснефть» запросила у правительства помощь в объеме 42 миллиарда долларов (14 августа, Reuters).

Таков побочный эффект от санкций, направленных против государственных финансовых институтов: российским энергетическим корпорациям стало труднее находить финансирование за рубежом. Это стало для них серьезным ударом, так как рынок энергетики нуждается в крупном рабочем капитале и масштабных инвестициях на разработку.

Российское правительство еще не определилось с вопросом помощи, но как только пошатнется ключевая область промышленности России — нефтегазовый сектор — крах всей российской экономики станет вопросом времени. Чего, собственно, и добиваются правительства США и Евросоюза.

Между тем, состояние российского энергетического сектора является вопросом жизни и смерти для отдельных корпораций США и Евросоюза. Ведущая британская нефтяная корпорация BP владеет 20% акций «Роснефти». Дивиденды от доли составили за последний финансовый период 700 миллионов долларов, что равняется одной четвертой всей прибыли BP.

Американский нефтяной лидер не является исключением. Сразу после введения дополнительных экономических санкций американский ExxonMobil начал совместную с Москвой разработку шельфового месторождения в Карском море в российском Заполярье.

Сам проект был запущен до введения санкций и не попадает под запрет на предоставление новых технологий. Однако главой «Роснефти» является Игорь Сечин, а он был включен в черный список Министерства финансов США, что ставит правительство США в глупое положение.

США попробовали ввести экономические санкции против России по аналогии с эпохой холодной войны, однако за последние 20 лет российская экономика успела так глубоко интегрироваться в мировую, что нынешние санкции не могут не ударить по самим США и странам Евросоюза.

Экономические санкции России

Лично для меня куда больший интерес представляют ответные экономические санкции, принятые Россией, то есть запрет на ввоз пищевой продукции из США и Евросоюза.

Первое, что пришло мне в голову, когда я услышал об эмбарго, это вероятная паника внутри России. Я жил в Москве во время финансового кризиса 1998 года (он, кстати, тоже пришелся на август), когда напуганные резким падение рубля горожане ринулись в магазины скупать продукты и товары первой необходимости, после чего прилавки совершенно опустели.

На этот раз я расспросил своих знакомых в Москве о том, что происходит в городе, и большинство из них ответили, что ничего не изменилось.

В интервью владельца московского ресторана компании BBC тоже не ощущалось никакой тревоги: «Мы нашли замену практически всем продуктам за 2-3 недели. Придется отказаться от испанских осьминогов и французского фуа-гра. Однако если Москва будет платить, то получить можно все что угодно».

Но отсутствие беспокойства по поводу поставки продуктов не может помешать росту цен. По данным PRIME 15 августа отпускные цены на рыбу, морепродукты, курицу в крупной сети супермаркетов Metro выросли на 4-10%, цены на замороженных креветок в магазинах Х5 также поднялись на 20-36%.

Рост цен сказывается на росте инфляции. Контроль инфляции является важным вопросом для правительства Путина в смысле поддержания стабильности власти.

Правительственные деятели строят оптимистичные прогнозы продвижения российского сельского хозяйства и замене импорта на фоне продуктового эмбарго, однако специалисты оценивают ситуацию следующим образом: «На подъем сельского хозяйства требуются достаточные инвестиции и серьезная помощь государства, причем даже в этом случае необходимо пять лет».

Многие молочные фермеры настроены пессимистично: «Мы не можем соревноваться с Европой и Америкой, где фермерам выдаются кредиты под 2-4%, в то время как у нас это 8-10%».

Влияние на США и Евросоюз

Ущерб США от продуктового эмбарго, введенного Россией, уже подсчитан Министерством сельского хозяйства США и составляет примерно 715 миллионов долларов — почти 55% от объема экспорта в Россию за 2013 год, который равнялся 1,3 миллиардам долларов.

Больше всего пострадали от санкций курятина (50% от объема российского импорта) и орехи (95% от импорта миндаля). Нельзя отрицать влияние на отдельные компании, занимающиеся этими продуктами, но удар по американской экономике был очень ограничен.

Между тем, ситуация в Евросоюзе - другая.

40% импорта пищевой продукции России приходилось на Европу, но если взглянуть на ситуацию со стороны Евросоюза, то и Россия была важным направлением экспорта. Ситуация становиться более ясной, если посмотреть на диаграмму, опубликованную английской газетой Guardian 15 августа.

Литва и Польша поставляли в Россию фрукты и овощи, Германия и Дания — мясо, Голландия и Финляндия — молочные продукты. Объем экспорта пищевой продукции в Россию из 28 стран ЕС за 2013 год составил 5,25 миллиардов евро.

Норвегия не включена в диаграмму, так как не является членом Евросоюза, но эмбарго действует и на нее, при этом годовой объем экспорта в Россию рыбы и морепродуктов составляет 1,1 миллиарда долларов. В основном это лосось, Россия является крупнейшим потребителем лосося, на нее приходится 7% мирового потребления.

Конечно же, это серьезный удар по европейским фермерам, работающим с Россией, поэтому сейчас Евросоюз изучает меры помощи пострадавшим хозяйствам. В Европе все громче звучат голоса, в основном среди маленьких стран Центральной и Восточной Европы, говорящие о том, что надо пересмотреть санкции против России в условиях критической ситуации для экономики.

В особенности плоха ситуация у северного соседа России — Финляндии. Россия для этой страны является третьим по величине торговым партнером, 10% ее экспорта приходится на Россию. С Россией связан и другой важный источник дохода: среди российских граждан развит туризм в Финляндию. В год они оставляют в этой стране до двух миллиардов евро.

Согласно данным анкетирования, проведенного Торгово-промышленной палатой Финляндии, от 14 августа, от экономических санкций непосредственно пострадали 6% компаний, косвенному влиянию подверглись 41% компаний, причем одна четвертая из них сообщают о серьезных проблемах.

Кроме того, половина респондентов ответили, что поддерживают санкции, 16% из них считают, что нужно вводить более жесткие санкции, 24% — что этого делать не нужно. 79% ответили, что будут наблюдать за ситуацией в российском бизнесе, 3% — что будут сдвигать свои проекты, 0,5% — что уйдут из России.

15 августа президент Финляндии Саули Нийнистё встречался с президентом Путиным в Сочи, переговоры заняли три часа. Это стало первой встречей Путина с главой страны ЕС после Олимпиады в Сочи в феврале.

На следующий день президент Нийнистё провел встречу с президентом Украины Порошенко в Киеве, из чего СМИ сделали вывод, что основной темой обсуждения стала украинская проблема.

Однако по снимкам со встречи, выложенным на сайт администрации президента РФ, на которых замечен министр экономического развития Алексей Улюкаев, можно сделать вывод о том, что речь шла об экономических отношениях между странами.

Такая дипломатическая, прагматически ориентированная позиция Финляндии связана с успехом ведения бизнеса в России. Полный контраст с Польшей, которая пытается разрешить проблему эмбарго с помощью кабинетных приемов, передав дело в ВТО.

А между тем, появились страны, которые смогли извлечь выгоду из российского эмбарго.

Швейцария, которая находится в Европе, но не присоединилась к санкциям (в действительности присоединилась и 27 августа даже усилила их — прим. ред.), получила огромное количество заказов на сыр. Турция, которая всегда поддерживала хорошие торговые отношения с Россией, начала подготовку инфраструктуры для увеличения экспорта средиземноморских продуктов. Восточный сосед России, Китай, начал переговоры по увеличению объемов экспорта овощей и фруктов, а также мяса и молочных продуктов.

Шансы появились не только у соседних с Россией стран. Бразилия договорилась с российской стороной об увеличении экспорта мяса, кукурузы, бобовых, Аргентина также отправила торговых представителей в Москву, чтобы расширить экспорт санкционных продуктов.

Кроме того, Москва сейчас рассматривает вариант поставки молока из Эквадора. В Сенегале российская сторона изучает вопрос закупки оборудования для поставки морепродуктов.

В такой обстановке продуктовое эмбарго может привести к обогащению продуктового набора в России. Для этого необходимо, чтобы страна выстроила логистическую систему, которая могла бы импортировать, проводить таможенное оформление, хранить и перевозить свежие продукты со всего мира.

Также можно говорить о том, что продуктовое эмбарго, под которое Япония не попала, стало отличным шансом и для экспорта японских продуктов.