После неубедительно выглядевших переговоров с украинским лидером Петром Порошенко, которые прошли на этой неделе в белорусском Минске, российский президент Владимир Путин заявил, что Москва сделает «все», чтобы способствовать установлению мира на Восточной Украине и «созданию атмосферы доверия». Однако уже через несколько часов после того, как он произнес эти слова, был открыт новый фронт в порту Новоазовск. Россия, судя по всему, подкрепила свое тайное, но хорошо организованное вторжение танками и артиллерией, чтобы организовать контрнаступление и помочь осажденным проросийским сепаратистам под Донецком.
Это такое «доверие»?
Попытки г-на Путина с жизнерадостным видом отрицать, что Россия поддерживает сепаратистов на Украине, явно утратили свежесть. Когда он говорит, как в Минске: «Это не наше дело», — он просто лжет. Однако неприкрытое вранье и военные операции на Восточной Украине наглядно демонстрируют новую тактику России в сфере влияния на соседей. Г-н Путин увлекся подрывными акциями и притворством, что, вероятно, неудивительно, если вспомнить, что он был подполковником советского КГБ.
Некоторые называют этот новый подход «гибридной войной». Это означает конфликт с использованием спецназа без опознавательных знаков, колонн бронетехники, по ночам пересекающих международные границы, потоков лживой пропаганды и дезинформации, а также коварных вторжений в стиле операции в Крыму. В ходе гибридной войны гражданский авиалайнер был сбит ракетой «земля-воздух», но до сих пор неизвестно, кто ее выпустил, и откуда она взялась, ведутся артиллерийские обстрелы, но никто не знает из какой точки, а в деревнях среди полей Восточной Украины внезапно появляются российское вооружение и снаряжение. При этом, как на любой войне, все время гибнут люди. Но пока Украина блестяще мобилизует свои силы, чтобы давать отпор, агрессор прикрывается пеленой обмана.
Почему г-н Путин действует так? Исследователь из Нью-йоркского университета Марк Галеотти (Mark Galeotti) полагает, что в мире держав и альянсов, обладающих большим военным, политическим и экономическим влиянием, чем Россия, г-н Путин нуждается в новой тактике для ассиметричного ответа. Чтобы удержать Украину от сближения с Европейским Союзом, он сфокусировался на «слабостях противника», стараясь при этом избегать «прямой и открытой конфронтации», пишет г-н Галеотти.
На войну нового типа нужно учиться реагировать по-новому. Гибридному агрессору необходимо противостоять на всех фронтах, а не только военными методами в зоне боевых действий. Администрация Обамы публикует спутниковые фотографии и справочные материалы, а также вводит санкции совместно с европейскими союзниками. Все это полезные шаги, но их недостаточно. Намерения г-на Путина неизвестны, но он явно хочет помешать Украине самостоятельно прокладывать собственный курс и готов вести длительную игру. К сожалению, его коварная тактика заставляет ряд европейских лидеров успокоиться и выступать против новых санкций. Это близорукое поведение. Россия и ее марионетки действуют на Украине окольными путями, пытаясь сбить нас с толку и запутать. Остановить их могут лишь ясность взгляда и решительность.