27 и 28 августа представители США и КНР провели двухдневные переговоры в Пентагоне о нормах поведения в международных водах. Хотя эта встреча была запланирована давно, инцидент, недавно произошедший между Китаем и Америкой в воздушном пространстве недалеко от острова Хайнань, повлиял как на атмосферу переговоров, так и на их результаты. Так как США продолжают осуществлять свою разведывательную деятельность по отношению к Китаю, он будет также решительно «прогонять» их со своей территории. Возможно ли повторение кризиса 2001 года, когда столкнулись военные самолеты США и Китая, и станет ли это Дамокловым мечом, нависшим над нашими державами?
Новая стратегическая обстановка в Азиатско-тихоокеанском регионе (Китай с каждым днем становится все сильнее, а союз США и Японии против Китая проводит все более решительную политику) меняет восприятие и определение несогласий, существующих в отношениях США и Китая. Легко предположить, что если сейчас китайский и американский военные самолеты вновь встретятся в воздушном пространстве над Хайнанем, то это будут расценивать уже как «игру мускулами» со стороны двух этих стран. Поскольку сегодня Америка и Китай опасаются, что, пойдя на попятную, они могут потерять инициативу, положение сейчас куда более взрывоопасное, чем 13 лет назад.
По мере наращивания мощи Китая увеличивается и стратегическое недоверие между двумя странами. Они постоянно находятся начеку. Если Пекин и Вашингтон действительно не хотят развития кризиса, то необходимо свести к минимуму вероятность столкновения военных самолетов или морских судов в международном воздушном и водном пространствах.
До сих пор конфликты происходили в опасной близости от прибрежных вод или воздушного пространства Китая. США считают, что так и должно быть. Китай же решительно выступает против, так как подобные случаи угрожают его безопасности и интересам. Есть лишь два варианта решения данной проблемы.
Первый вариант: Америка добровольно переносит свои разведывательные операции на приемлемое для Китая расстояние. Второй вариант: Китай ускоряет развитие собственной дальней разведки и как можно скорее направляет ее к границам США, что позволит уравновесить баланс сил разведки обеих стран. Так как в военной сфере и в разведке Китая постоянно происходят технологические прорывы, второй вариант развития событий выглядит все более вероятным.
Конечно, тот факт, что Китай будет усиливать свою разведывательную деятельность против США, может в лишний раз подтвердить мнение, что Китай может быть для Америки только соперником. Между двумя странами может возникнуть еще больше разногласий, и это, в свою очередь, вызывает серьезные опасения. Однако если США не перестанут вести разведку в прибрежных водах Китая, последнему не останется иного выхода. КНР должна будет незамедлительно дать Америке почувствовать на собственном опыте, каково это, когда за тобой следят.
Пекин надеется на развитие стратегического доверия с Вашингтоном, похоже, что Штаты желают того же самого. Лидеры обеих стран часто встречаются, созданы различные механизмы связи, однако успеха не видно. Если говорить по существу, именно так и создается доверие между крупными державами. Словами тут сильно не поможешь, все строится на выводах, которые страны делают, исходя из поведения другой стороны, а также на выявлении и развитии общих интересов.
Умение США и Китая разрешать конфликты в воздушном пространстве понемногу сходит на нет, поэтому необходимо еще активнее препятствовать возникновению таких конфликтов. Такая тактика позволит выиграть время для создания более прочных стратегических отношений. В конце концов, цена военного противостояния ведущих держав становится все выше и выше, поэтому никто не хочет даже и думать об этом.
США заявляют, что не планируют сдерживать Китай, КНР говорит, что не собирается «выгонять» Америку из Азии. Смысл у этих заявлений схожий. У обеих стран просто нет другого выхода: для обеспечения своей безопасности они стремятся достичь совершенно разного соотношения сил. Штаты надеются сохранить абсолютное преимущество над Китаем, Китай, в свою очередь, хочет максимально сократить разницу в силе. Между Пекином и Вашингтоном нет согласия, поэтому необходимо «притереться» друг к другу.
Однако в области весьма запутанных международных интересов проглядывает скрытая истина: Америка орудует на задворках Китая, и по всем поступкам Пекина видно, что он просто держит оборону. У КНР есть полное право на то, чтобы смело и уверенно, а также посредством самых жестких мер давать отпор тем действиям Америки, которые нарушают права Китая. Здесь он полон решимости и поступает «по-справедливости», чего нельзя сказать о Штатах: на их стороне нет ни убежденности в правоте, ни, соответственно, твердости: остается лишь бросаться пустыми угрозами.
Когда речь идет о прибрежных водах, Китай имеет полное право самым жестким образом отвечать на действия США. Если возникнут новые конфликты, то Пекину останется лишь со всей возможной решимостью развивать программы разведывательной деятельности по отношению к США. Нужно лишь, чтобы в наших действиях не было намерения угрожать безопасности Штатов: тогда у Америки не будет возможности переложить на нас вину за подогревание стратегического соперничества.