В конце августа 1944 года началось Словацкое национальное восстание против немецких оккупантов и коллаборационистов. Повстанцам удалось взять под свой контроль почти половину территории страны.
В конце августа 22 немецких офицеров прибыли в словацкий Св. Мартин из Румынии, где за несколько дней до этого королем был организован переворот против верного союзника Гитлера, маршала Иона Антонеску (Ion Antonescu). На вокзале Св. Мартина офицеров немецкой военной миссии поймали и разоружили словацкие солдаты. На следующее утро немцы были застрелены.
Этот инцидент ознаменовал собой начало восстания, которое за несколько дней охватило значительные территории Словацкой республики, которая в 1939 году образовалась в результате отделения от оккупированной Германией Чехословакии. Католический священник Йозеф Тисо (Jozef Tiso), ставший «фюрером и президентом» республики, установил диктатуру по образцу фашистской Германии, которая вместе с Венгрией, Румынией, Хорватией и Болгарией относилась к числу стран-партнеров Третьего рейха, которому она оказывала поддержку в войне уничтожения против Советского Союза.
В то время как Восточный фронт вермахта летом 1944 года приближался к словацкой границе, гражданская и социалистическая оппозиция страны усиленно готовилась к восстанию. Под руководством Национального совета были открыты лагеря снабжения и разработаны планы военных действий. Решающим фактором в подготовке стало то, что к оппозиции присоединился целый военный корпус — 24 тысяч вооруженных солдат.
Цель повстанцев состояла в том, чтобы занять перевалы через Бескиды на северо-востоке страны в тот момент, когда советские войска оттеснят армию вермахта до подножия гор. В то же время восстание в центре страны должно было сдерживать оборонительные силы немцев до тех пор, пока Красная армия не совершит прорыв.
Выбран не тот день
Словацкое национальное восстание началось 29 августа. По сравнению с восстанием польской армии в Варшаве, у него было два важных преимущества. Во-первых, оно опиралось на регулярные войска с хорошей логистикой и вооружением. Во-вторых, оно было подготовлено по согласованию с Красной армией и не представляло собой, в отличие от восстания в Польше, символическую акцию против будущего доминирования Сталина.
Однако день начала восстания (29 августа) был выбран неверно. Существовавшие в стране немецкие учреждения и лояльные правительству Тисо органы в Братиславе уже долгое время фиксировали акции, проводимые оппозицией и партизанскими группами. Поскольку вермахт после оккупации Венгрии и смены власти в Румынии ожидал появления проблем со стороны словацкой армии, неподалеку от границы были сформированы специальные группы для экстренных случаев. Казнь 22 немецких офицеров в Св. Мартине спровоцировала их немедленное задействование.
Это стало возможным благодаря тому, что группа армий «Северная Украина» после многомесячных сражений оказалась в выигрышном положении из-за изнуренного состояния Красной армии и сумела стабилизировать фронт к северу от Карпат. Тем самым не оправдался основной расчет повстанцев. В течение двух дней немецкие резервы смогли обезоружить словацкий армейский корпус и интернировать военных.
Окрыленный быстрыми успехами, генерал СС Готтлоб Бергер (Gottlob Berger), которому было поручено подавление восстания в центральной части Словакии, принял решение задействовать импровизированные военные группировки в своего рода «акции возмездия», которая должна была продолжаться всего несколько дней, пишет историк Клаус Шенхерр (Klaus Schönherr). Бергер не провел ни точной оценки ситуации, ни удосужился позаботиться о построении фронта. Тем временем, повстанцы получали подкрепление за счет многочисленных добровольцев и партизан, которым до середины сентября удалось взять под свой контроль почти половину территории страны.
Раскол общества
«В Словакии в то время находились многочисленные лагеря военнопленных. С началом восстания лагеря были открыты, многие военнопленные присоединились к восстанию. Ряды повстанцев пополнялись также за счет бойцов из Советского Союза, а также из Запада, они приземлялись на аэродромы, прибывали и десантные группы», — говорит историк Станислав Мицев (Stanislav Micev), руководящий музеем Словацкого национального восстания в бывшем его центре, Банска-Бистрица. На стороне партизан боролось до 50 тысяч человек.
Только со сменой верховного командования и усилением задействованных сил ситуация изменилась. В середине октября наступление нескольких соединений СС, в том числе, известной бригады «Дирлевангер», привело к подавлению восстания. 28 октября командование восстания капитулировало, позднее военные скончались в немецких концентрационных лагерях. Количество жертв оценивается в 25 тысяч человек. Часть повстанцев вплоть до окончания войны вела партизанскую войну против оккупантов.
Противоречивый характер восстания был отражен в исторической литературе только после политического поворота 1990 года. Было выявлено множество нападений, насильственных действий по отношению к немецкому меньшинству, хотя многие карпатские немцы поддерживали восстание. Некоторые подразделения словацких властей и войск оставались верны правительству Тисо. Немцы сожгли более 100 словацких деревень и убивали мужское население, если жителей деревень подозревали в укрывании повстанцев.
«Если наше восстание не так известно в Германии, как Варшавское восстание, то это только наша ошибка», — говорит Станислав Мицев. «Мы хотим больше рассказать о нем в Германии, в 2015 году в Берлине будет организована выставка. Оно состоялось почти одновременно с Варшавским восстанием, но хотя в нем боролось больше людей, и освобожденная территория была больше, о Словацком национальном восстании в мире помнят меньше».
Споры ведутся до сегодняшнего дня
В сегодняшней Словацкой республике 29 августа является национальным праздником. В мероприятиях, посвященных 70-летию восстания в Бранска-Бистрица, в пятницу принимают участие представители более 30 стран. Вместо Владимира Путина на мероприятиях ожидается российский министр обороны.
В самой Словакии восстание также не воспринимается однозначно. Еще в 1990 году чешский историк и сотрудник Словацкой академии наук Антон Шпишц (Anton Spiesz) писал: «В целом, это было ни словацкое, ни национальное восстание, оно не получило поддержки большей части словацкого населения — это были только коммунисты, чехословакисты и люди... Основная масса словацкого населения поддерживала правительство и президента Йозефа Тисо».
Противоречивый характер восприятия восстания остался неизменным. На выборах 2013 года губернатором региона Банска-Бистрица был избран правый экстремист Мариан Котлеба (Marian Kotleba). Он почитает память диктатора Тисо и считает повстанцев и партизан «бандитами, которые боролись против собственного государства».