У них нет имен. Нет лиц. Сотни или даже тысячи россиян, называемых «зелеными человечками», сражаются на территории Украины, не имея ни знаков отличия, ни официальных документов. Их называют «добровольцами». Их называют «отпускниками». А лидер ополченцев Александр Захарченко называет россиян, пересекающих украинскую границу, чтобы сражаться наравне с его людьми, «братьями по крови».
Между тем, такая анонимность, помогающая Москве делать вид, что на территории Украины нет ни одного российского солдата, достается высокой ценой. Правозащитные группы, активисты и местные журналисты заявляют, что Россия, в истории которой была масса эпизодов противоправных действий в отношении своих солдат, утаивает правду о своих погибших на Украине солдатах и подробностях их гибели и похоронила тела мертвых в безымянных могилах, чтобы скрыть их роль в украинском кризисе. А когда российских солдат задерживают, Россия утверждает, что эти люди — всего лишь путешественники, «случайно» перешедшие границу.
Валентина Мельникова, глава союза Комитетов солдатских матерей, рассказала изданию Daily Beast, что она «лично была унижена как гражданин Российской Федерации откровенным преступлением нашего главнокомандующего». По ее словам, президент России Владимир Путин «нарушает не только международные законы, не только Женевскую конвенцию, но и законы Российской Федерации об обороне. А что касается [командующего воздушно-десантными войсками], нам должно быть противно даже имя его упоминать. Он заставляет своих военнослужащих воевать на территории иностранного государства, Украины, незаконно, в то время как их матери получают гробы со своими сыновьями анонимно».
Другой правозащитник сообщил о том, что ему позвонила одна из матерей. Она сказала, что на прошлой неделе ей домой доставили тело ее сына. В сопроводительных документах говорилось, что он скончался от полученных ран, однако в них не было указано, где именно он погиб. «Она позвонила другим солдатам, которые служили вместе с ее сыном, — сказал Сергей Кривенко из президентского совета по правам человека в беседе с репортерами USA Today. — Это не только гражданские лица, но и люди, выполняющие [военные] приказы. Именно поэтому мы требуем провести расследование обстоятельств их смерти».
Вероятнее всего, сын этой женщины погиб в той битве, которая произошла 13 августа. Это было столкновение на востоке Украины, в ходе которого, по сообщениям агентства Reuters, погибли более 100 российских солдат. Несмотря на существенные человеческие потери, сообщения об этом сражении поступили только в четверг, 28 августа, то есть спустя целых две недели.
Представители российского Совета по правам человека сообщили Reuters, что тела погибших были найдены без документов, доказывающих, что они были на Украине. Вместо этого имелись свидетельства о смерти, где говорилось, что они погибли в других местах. «Солдаты, проходящие службу по контракту, получают приказ, их колонны продвигаются по территории России и встают лагерем у границы Украины, что формально является частью военных учений, — объяснил представитель совета в беседе с репортерами агентства. — Там они снимают все опознавательные номера или замазывают их».
Между тем, иногда дело не ограничивается замазанными номерами. Множество репортеров, в том числе из таких изданий, как BBC и Reuters, а также российские журналисты, занялись расследованием того, что очень напоминает свежие безымянные могилы, где, вероятно, похоронены несколько российских десантников, убитых на Украине на прошедшей неделе. По сообщениям Reuters, странички погибших в социальных сетях были удалены, а с могил пропали их фотографии, оставленные там членами их семей. Когда на это место приехали журналисты, к ним подошли неизвестные люди и пригрозили им, что журналистов «никогда не найдут», если они немедленно не уедут.
«[Российское] правительство отрекается от солдат, которые» сейчас воюют на Украине, сказала Валентина Мельникова в беседе с репортерами USA Today. По ее оценкам, украинскую границу пересекли примерно 15 тысяч российских солдат.
Как сообщает Карун Демирджан (Karoun Demirjian) из Post, одна мать потеряла сознание, когда ей позвонила соседка — а не представитель вооруженных сил, увидевшая фотографию ее сына среди фотографий российских солдат, попавших в плен на Украине. В четверг, 28 августа, как пишет Демирджан, члены семей десантников отправились к представителям вооруженных сил, чтобы получить информацию о них. Им пришлось ждать два часа, прежде чем им разрешили встретиться с офицерами, однако их беседа продлилась всего пять минут и была совершенно бессодержательной. Позже, по ее словам, некоторым матерям позвонили их сыновья, находящиеся под арестом в Киеве.
Нежелание России сообщать о смерти своих солдат стало очередной мрачной традицией ее вооруженных сил, которые часто публиковали ложную информацию и скрывали правду за неопределенными и двусмысленными высказываниями. Только в самом конце войны Советского Союза в Афганистане стало известно, что в ходе нее погибли 13 тысяч советских военнослужащих, как говорилось в докладе New York Times 1988 года, тогда как один из советских чиновников назвал потери своей армии «достаточно существенными». Тогда родители, не получившие никакой информации о судьбе своих сыновей, самостоятельно ездили в этот регион, чтобы их найти.
С войной в Чечне дела обстояли не намного лучше. «Лично я думаю, что правдой можно считать лишь четверть того, что нам рассказывают о Чечне, — сказал один российский военнослужащий в беседе с репортерами Moscow Times в 1999 году. — Один из солдат из моего подразделения был убит. Я позвонил его матери, а она об этом ничего не знала». Другой солдат добавил: «Я уверен, что точное число жертв скрывается, потому что руководство армии не хочет провоцировать панику и негативные настроения в России в связи с этой войной».
Судьба российского солдата довольно печальна. Дедовщина может быть настолько жестокой, что некоторые солдаты заканчивают жизнь самоубийством. «Дедовщина — очень распространенное явление в российских вооруженных силах, — написал один из журналистов Chicago Tribune. — Ее жертвы-тинейджеры нередко получают серьезные травмы. Солдат просто убивают или доводят до самоубийства, и их число вызывает тревогу. А военное руководство практически всегда закрывает на это глаза или скрывает случаи насилия в армии».
Только в 2002 году в результате жестоких избиений сослуживцами погибли более 500 молодых людей, сказала российская журналистка Анна Политковская, которую позже убили. «Офицеры объединились в своей ненависти к родителям солдат, потому что слишком часто обстоятельства оказываются возмутительными, разгневанные матери начинают открыто протестовать против убийства их сыновей и требовать наказания для виновных».
Теперь, когда все большее число российских «добровольцев» пересекают украинскую границу при невыясненных обстоятельствах, в душах многих российских матерей начинает нарастать тот же самый гнев. «Они потеряли связь [с солдатами], — сказал один из представителей Солдатских матерей в беседе с USA Today. — Они напуганы, они боятся трагедии. К нам приходит все больше жен и матерей».