Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Маленький детсад на дому

Рождается ребенок, и по завершении декретного отпуска надо выходить на работу. Некоторые родители считают, что ясли или детсад не подходят для их малыша, которому всего несколько месяцев. Есть ли другой выход? Да, приходящая мама: семейная обстановка и индивидуальный уход.

© Фото : предоставлено БФ "Волонтеры в помощь детям-сиротам"Ребенок
Ребенок
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Часто появление малыша и окончание декретного отпуска выливаются в проблему. Одним из возможных решений является детсад или ясли. Не устраивает? В Европе существует еще одна форма ухода за детьми, которая начинает приживаться и в Испании: приходящие мамы. Приходящие мамы являются дипломированными воспитательницами, ухаживающими за детьми в возрасте до 3 лет в своем жилище.

Часто появление малыша и окончание декретного отпуска выливаются в проблему. Одним из возможных решений является детсад или ясли. Не устраивает? В Европе существует еще одна форма ухода за детьми, которая начинает приживаться и в Испании: приходящие мамы.

Приходящие мамы являются дипломированными воспитательницами, ухаживающими за детьми в возрасте до 3 лет в своем жилище, специально оборудованном для этих целей. Эти дипломированные мамы обеспечивают детям значительно более внимательный уход. Они берут весьма ограниченно число малышей (3-4), которым, как правило, от нескольких месяцев до 3 лет, хотя это зависит от потребностей семьи и предпочтений приходящей мамы. Благодаря этому, дети получают индивидуальный уход в домашней обстановке и находятся под наблюдением опытной воспитательницы. По сути дела, приходящие мамы дают то, что ребенку нужно в первые три года жизни: здоровую атмосферу, любовь, уход, внимание, присутствие и непосредственное общение.

Как и в детских садах, чтобы ребенок привык к новой обстановке, сначала, во время так называемого адаптационного периода, родители ежедневно находятся с ним несколько часов. Потом время присутствия родителей постепенно сокращается, пока ребенок не привыкнет к приходящей маме и новой обстановке. Время пребывания, как правило, с 8-9 утра до 16, чтобы ребенок также мог побыть и у себя дома. Эти 8 часов включают в себя кормление и отдых в том объеме, который понадобится ребенку. Таким образом, родители могут совместить работу с воспитанием ребенка.

Преимущества


Ноэлии Гарсии (Nohelia García) 33 года, она родом из Валенсии и работает приходящей мамой в течение 5 лет. Поработав сиделкой и побывав в качестве au pair (помощница по дому) в Ирландии, она решила профессионально заняться уходом и воспитанием детей, поняв, что это ее истинное призвание. Первым конкретным преимуществом приходящих мам по сравнению с яслями является индивидуальный уход за детьми, постоянное общение с ними, учитывая то, что во многих частных детских садах требования крайне низкие, а их директора зачастую могут не иметь педагогического образования. «Мы берем не более четырех детей, а если среди них ребенок младше 12 месяцев, то не больше трех. Благодаря этому достигается высокое качество ухода и возникает привязанность между приходящей мамой и ребенком. В эти первые годы развития малыша ему прежде всего нужны любовь и забота матери, или хотя бы человека, к которому он испытывает привязанность», — поясняет она.

После адаптационного периода двери дома приходящей мамы остаются открытыми для родителей в любое время. Как правило, когда родители идут забирать своих детей, приходящие мамы беседуют с ними о ребенке, его потребностях и других сторонах семейного воспитания. «Это общение имеет большую важность, поскольку дает родителям возможность познакомится с нами, понять, как мы работаем. Таким образом, они обретают уверенность и доверие, которое в свою очередь передается детям», говорит она.

Лорена Леаль Себриа (Lorena Leal Cebriá) тоже работает приходящей мамой и осуществляет свой проект дома для детей Casa-Nido Las Mariposas в Мадриде, хотя вскоре и планирует перебраться в Валенсию. В течение двух лет она обучалась Вальдорфской педагогике и через 10 месяцев после рождения собственного ребенка решила растить его вместе с другими детьми у себя дома. «Быть матерью и работать приходящей мамой дает мне возможность участвовать в жизни нескольких семей, поскольку я играю сразу две роли, и это наполняет меня еще большей радостью и энтузиазмом», — утверждает она. По ее словам, в отличие от распространенного мнения, что ребенок не поддается социализации до достижения возраста 3 лет, поэтому «особенно важно эти годы провести окруженным материнским вниманием и заботой. Ребенку нужно, чтобы его обнимали, целовали, помогали развиваться, а также ему необходимо пространство, где он мог бы экспериментировать, иметь возможность расти, не спеша».

Наблюдение и понимание этапа развития малышей имеют огромное значение. «Детям необходимо прежде всего чувствовать присутствие взрослых, внимание к ним с их стороны, иметь ощущение защищенности» — считает Ноэлия Гарсия. — Поэтому я стараюсь делать так, чтобы это было максимально похоже на то, что сделала бы их мать, если бы находилась вместе с ними. Если я готовлю еду, то они тоже в этом участвуют; когда я что-то делаю в саду, то они мне помогают поливать и т.д«. Дети входят в здоровый и естественный дневной ритм, время от времени расслабляясь или сосредоточиваясь. Их день состоит из игр внутри дома или в саду, а также таких повседневных вещей, как прием пищи, личная гигиена и послеобеденный отдых. «Все это должно происходить под постоянным присмотром приходящей мамы. У детей должны быть в распоряжении куклы, конструкторы, мячи и ткани для творчества и самовыражения. Во время игр мы что-то делаем в зависимости от времени года: играем в саду, печем печенье, рисуем акварелью...», рассказывает Лорена Леаль.

Семьи обычно общаются с приходящими мамами через Сеть Приходящие Мамы при Ассоциации приходящих мам или с помощью чатов, чтобы сообщить о потребностях своих детей на данный момент. Тем не менее, по ее мнению, непосредственное общение всегда дает наилучший результат. В конце концов, как считает Ноэлия Гарсия, «речь ведь идет не просто о платной услуге, а о том, чтобы доверить другому человеку самое дорогое, что у нас есть: наших собственных детей, которые делают свои первые шаги в этом мире».

Не очень благоприятная ситуация

Профессия приходящей мамы официально признана и распространена почти во всей Европе. Более того, ей оказывается государственная поддержка. В Германии это, наряду с детскими садами, так называемые tagesmütter; в Англии — childminder, во Франции весьма распространены assistante maternelle. Семьи получают дотации на покрытие связанных с этим расходов.

Тем не менее, в Испании работа приходящей мамы не имеет под собой четкой юридической базы, в связи с чем на данный момент отсутствует необходимая правоустанавливающая документация, которая позволила бы ее развивать. Женщины, которые этим занимаются — иногда им помогают мужчины, но это бывает нечасто — обычно имеют разную специализацию, например, воспитание детей, педагогика, психология, детская учительница и т.д. Как рассказывают сами приходящие мамы, этот неурегулированный юридический статус является серьезным препятствием, которое мешает как им, так и семьям с малолетними детьми, поскольку, если бы их положение было как-то закреплено юридически, то родители могли бы претендовать на помощь, предоставляемую детскими школами. В 2003 году в нашей стране была выдвинута инициатива (единственная, поддержанная правительством и получавшая дотации вплоть до 2012 года) в этой области под названием Casas Amigas de Navarra.

Чтобы способствовать распространению в нашем обществе профессии приходящей мамы, в 2006 году Ассоциация приходящих мам была внесена в реестр ассоциаций Министерства юстиции. Через данную ассоциацию организуются курсы по вопросам, связанным с воспитанием маленьких детей, чтобы расширить знания и сориентировать женщин на решение задач по воспитанию и уходу за детьми. Входящие в Ассоциацию приходящие мамы сейчас считаются работающими в органах социального обеспечения и подписывают страховку о гражданской ответственности. Стоимость услуг приходящей мамы в Мадриде колеблется от 450 до 600 евро в месяц при 7-8 часовом рабочем дне. В других автономных областях Испании эта сумма составляет около 400 евро (около 230, если речь идет о половине рабочего дня).

Еще одним отрицательным моментом, по мнению приходящей мамы Лорены Леаль является то, что «в нынешней экономической ситуации многие безработные решили заняться этим делом, не обладая никакой необходимой подготовкой и образованием для выполнения нашей работы». Такого же мнения придерживается и Ноэлия Гарсия, ведь большинство приходящих мам работают скорее по зову сердца, чем ради заработка: «это гораздо серьезнее; мы понимаем, что большинство аффективно-эмоциональных проблем, возникающих во взрослом возрасте, уходят своими корнями в наше детство. Приходящая мама ведет, или, по крайней мере, должна была бы вести, и большую межличностную работу, поскольку дети отражают все то, чего мы недополучили в детстве».

Опыт родителей


Вопросы воспитания детей столь важны, что принимать по ним решения могут только родители. Как считает Маргарита Кано (Margarita Cano), мать двухлетнего Бруно, «это было самое лучшее решение, которое только можно было принять». Несмотря на отсутствие отзывов других родителей, Маргарите и ее мужу было достаточно услышать, как Ноэлия Гарсия рассказывала о роли взрослых в развитии детей и бережном отношении к ним, чтобы принять положительное решение. «Было также очень важно, что Бруно с ней познакомился и стал общаться, и сразу же мы увидели, как между ними возник контакт. Как и в любой профессии, нужно обязательно делать свое дело с душой. Особенно это важно, когда речь идет о детях», — подчеркивает Маргарита Кано.

Она рассказывает, что приходящие мамы стали для нее самым настоящим открытием. Ведь взять мало-мальски подготовленную сиделку им с мужем было не по карману, и они уже склонялись к мысли, что единственным решением может быть только детский сад. «Разумеется, нам пришлось сократить свои расходы, но в итоге получилось, что это не намного дороже детсада. У приходящих мам более гибкий график часов работы, именно подстраиваются под ребенка, а не наоборот, что является определяющим фактором для работающих родителей». Приходящая мама приходит на выручку, когда родители отсутствуют. И уверенность в том, что ребенок находится в заботливых и любящих руках, не имеет цены. «Приходящая мама дает нам все, что нужно для Бруно. Она имеет образование и необходимые практические навыки, никаких предварительных требований не выставляет. Первые годы закладывают основы развития. Именно сейчас у ребенка есть возможности для развития своих способностей практически без усилий, поскольку это является составной частью их естественного процесса роста, именно сейчас закладываются основы их личности», — уточняет она.

Родители двухлетней Мартины из Мадрида тоже ничего не знали о приходящих мамах. Но, побывав в сентябре прошлого года на семинаре, посвященном воспитанию и Вальдорфской педагогике, решили прибегнуть к их услугам. Стоимость большой роли не играла, поскольку во многих детских садах цены приблизительно такие же, а количество детей намного больше (следует помнить также и том, что чем больше детей в помещении, тем выше вероятность заразиться какой-нибудь болезнью; в домашней обстановке шансы заразиться значительно ниже). «Мы не хотели отдавать Мартину в большой детский коллектив, где не удовлетворялись бы их основные потребности, не связанные с питанием и сном — говорит ее мать Карина де ла Льяве. — А с приходящей мамой она чувствует себя как дома, в полном спокойствии и комфорте».

Педагогические принципы приходящих мам

В своей работе многие приходящие мамы исходят из Вальдорфской педагогики, основанной на антропософском учении — представлениях немецкого мистика Рудольфа Штайнера (Rudolf Steiner) о природе человека и в особенности о значении первых трех лет его жизни, когда он учится ходить, говорить и думать, что и составляет три его основополагающих качества. Вальдорфская педагогика нацелена на развитие личности ребенка, принимая во внимание все особенности его возраста. Сам ребенок определяет, что ему нужно. Если его принуждать, он утратит жизненную силу. Очень важно правильно его стимулировать, не переходя при этом за разумные рамки, поскольку это уже может помешать процессу познания окружающего мира. Таким образом создаются условия для всестороннего развития, причем от ребенка не требуют каких-то конкретных достижений, а само воспитание проходит в творческой, домашней и свободной обстановке. По возможности, в контакте с природой. Идеальные игрушки — это те, которые сделаны из природных материалов самими воспитательницами, поскольку они помогают развивать воображение.

Другими известными педагогическими учениями, имеющими много общего, является теория Эмми Пиклер и система Монтессори. Первая уделяет особое внимание качеству ежедневного ухода за ребенком, — одежде, питанию, сну — подчеркивая, что мелочи могут иметь большое значение для ребенка. Пиклер при этом подчеркивает важность его свободного перемещения и развития его самостоятельности. Система Монтессори делает больший упор на собственный опыт, приобретаемый на наиболее значимых этапах развития. Так, педагоги организуют проведение целевых мероприятий с целью получения конкретного результата, используя при этом материалы, дающие волю воображению и позволяющие экспериментировать.