Якутия… Будучи республикой в составе Российской Федерации, она расположилась на обширной территории площадью 3 миллиона квадратных километров. С 20 по 24 августа в ее столице — Якутске был проведен II Якутский международный кинофестиваль. Половину миллионного населения республики составляют якуты, которые называют себя «саха», а свою историческую родину — «Республика Саха». Многие из них до сих пор являются носителями такой древней формы религии, как шаманизм, и разделяют систему верований, в которой господствуют силы природы — земля, вода, огонь и пр. Но в качестве реакции на многолетнее культурное, политическое и иное доминирование России в их повседневной жизни произошли существенные изменения, которые повлияли как на их верования, так и письменность (ранее использовался латинский алфавит), имена, культуру питания и даже повлекли за собой кризис идентичности.
Тем не менее, именно от центральной российской власти последовала основная поддержка проведению кинофестиваля в Якутске; даже можно утверждать, что она стала покровительницей якутского кинематографа, который еще совсем недавно (вместе с перестройкой и гласностью) начинал делать свои первые шаги. Под руководством государственной кинокомпании «Сахафильм», при поддержке частного предпринимательства был дан старт работам, которые, возможно, несут на себе печать того времени, когда наша кинокомпания Yeşilçam только начинала приобретать популярность.
Самый обширный состав участников фестиваля, международным директором которого является Джорджес Шамшум (Georges Şamşum) — ливанец по происхождению, проживающий в Лос-Анджелесе — естественно, представлял Россию. Кроме того, международную составляющую фестиваля дополняли пусть и немногочисленные, но не менее значимые, гости из таких стран, как, например, Индия, Киргизия, Дания.
В посвященной тюркскому миру внеконкурсной программе фестиваля можно было наблюдать и произведения турецкого кинематографа: «На счет ноль», режиссер — Гекхан Йорганджигиль (Gökhan Yorgancıgil) (2007), а также короткометражные фильмы таких турецких кинематографистов, как Джюнейт Каракуш (Cüneyt Karakuş), Онур Йагыз (Onur Yağız), Бюньямин Дураноглу (Bünyamin Duranoğlu), Арзу Селиме Сезер (Arzu Selime Sezer).
В число фильмов, привлекших наибольшее внимание на фестивале, входит киргизская кинокартина «Курманджан Датка», которая обращается к истории Киргизии начала XIX века, повествуя о борьбе, драме и доле женщины по имени Курманджан в условиях родовых междоусобиц, межплеменной розни и внутренних беспорядков того времени. В фильме также изображается период, когда в раздираемом внутренними противоречиями регионе Россия как имперская сила заставляет все более ощущать свое присутствие и господство. Российская кинокартина Андрея Прошкина «Орда» дает своеобразное видение золотоордынского государства (примечательно, что англоязычное название фильма «The Horde» одновременно можно перевести как «стадо») и с образами знахарей, шаманов и разного рода искажениями предстает, скорее, как весьма странный исторический комментарий.
В составе жюри под председательством Ходжакули Нарлиева (Hocakulu Narliyev) — координатора наших работ по проекту Turkuaz Sinema и заместителя председателя Союза кинематографистов России (председатель — Никита Михалков), помимо вашего покорного слуги, также присутствовали Сергей Анашкин, якутский режиссер Никита Аржаков, Мария Кувшинова, Сэм Лахуд (Sam Lahoud) из Ливана и Иван Лопатин. Девять фильмов, представленных в конкурсной части фестиваля, в соответствии с его арктической концепцией представляли собой взаимопроникновение условий и образа жизни, чувств и мыслей людей, населяющих территории на севере земного шара. Главного приза «за лучший фильм» была удостоена канадская кинолента под названием «Уванга», режиссеры — Мари-Эллен Косино (Marie-Helene Cousineau) и Мадлен Ивалу (Madeline Ivalu). Эта картина построена на контрасте сложных жизненных условий, в которых живут инуиты в северной Канаде, и жизни развитого канадского общества, которое представляет героиня, прибывающая на север страны. Приз «за лучшую работу режиссера» получил фильм финско-норвежского производства под названием «То, что мы делаем ради любви» («Kaikella Rakkaudella»); в нем режиссер Матти Ийасс (Matti Ijas) запечатлел отношения страстной привязанности.
В целом якутский кинофестиваль стал для нас интегрированной частью дальнейшего развития сотрудничества турецкого кино и кинематографа тюркского мира, передав эстафету части мероприятий по случаю 100-летия турецкого кинематографа в рамках X Казанского международного кинофестиваля, который пройдет с 5 по 11 сентября в соответствии с программой «Казань — культурная столица тюркского мира 2014 года».
Автор — директор Кинофестиваля тюркоязычных фильмов