После протестов прозападно настроенной части населения на Украине был свергнут президент Виктор Янукович, а бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко вышла из тюрьмы. Таким образом, на первой стадии этой войны победил Запад. Его главным оружием были гражданские волнения. К ним государства не могут оставаться равнодушными, за ними может последовать низложение правительств. Без народа не может быть государства, а сила народа чрезвычайно важна в политике. Россия на первых порах не принимала эту силу во внимание. Запад же — напротив, оказывал народу необходимую поддержку. И в результате в этом первом сражении он одержал верх над Россией. Но война еще не закончилась…
Россия не хочет потерять Украину, и в первую очередь из-за трубопроводов, которые проходят через эту страну и обеспечивают доступ к европейским странам. Кроме того, Россия стремится сохранить свою силу в Черном море. Для нее однозначно невыносима мысль об утрате влияния в этом регионе. Однако Запад желает устранить давление России и через евроинтеграцию Украины препятствовать тому, чтобы Россия, как во времена СССР, представляла геополитическую и идеологическую угрозу.
Итак, как было отмечено выше, Россия не сразу осознала значение народных волнений, но в дальнейшем, прибегнув к этой силе, она аннексировала Крым, где большинство составляет русскоязычное население. Применив санкции, Запад, в свою очередь, исключил Россию из G8, но на сегодняшний день это, очевидно, не представляет для России какой-либо важности.
Сейчас же эту поначалу не оцененную по достоинству силу Россия использует в отношении востока Украины, обеспечивая поддержкой пророссийских ополченцев в этом регионе. Силами ополчения были заняты государственные здания на востоке Украины. Итоги проведенного здесь референдума показали, что, как и в случае с Крымом, народ желает присоединения к России. В скором времени столкновения переросли в гражданскую войну. По этой причине в Женеве состоялась встреча ЕС, США, России и Украины; на ней государства пришли к договоренности о том, что все стороны конфликта должны прекратить насилие и избегать провокационных шагов. Отмечалось, что пророссийские ополченцы должны освободить захваченные здания, при этом все, кто выполнит это требование и прекратит огонь, не будут привлечены к какой-либо ответственности. В регион были направлены наблюдатели ОБСЕ, которые должны были следить за реализацией этих нацеленных на снижение напряженности шагов. Но, несмотря на достигнутые в Женеве договоренности, пророссийски настроенные силы не сложили оружие. Они выставили условие с требованием освободить киевский Майдан Незалежности, подчеркнув, что, пока сторонники Запада не покинут эту площадь, они не намерены слагать оружие.
Исходя из компромисса, найденного сторонами на встрече в Женеве, Запад требует от России выполнения ее части работы. Россия делает некоторые шаги в этом направлении, но при этом она продолжает действовать в границах проверенных ею истин. У России есть еще одно оружие, в котором она была уверена и до того, как стала обращать внимание на силу народа; это природный газ. Западные страны полностью зависимы от России в энергетике. Это оружие Россия всегда использует как козырь.
Но здесь следует обратить внимание на то, что крупнейший потребитель российского газа — Европа. И в этом регионе страны ЕС испытывают наибольшую потребность в природном газе. Если в украинском вопросе Россия не предпримет требуемых от нее шагов и будет постоянно угрожать ЕС в области энергетики, она может лишиться своего крупнейшего потребителя. А для российской экономики это будет предполагать достаточно серьезные убытки.
Однако есть и другой факт, который нельзя не принимать во внимание: как бы ни менялись балансы в политике, в экономике складывается несколько иная ситуация. Хотя на политических площадках некоторые страны, например, осуждают Израиль за все совершенное им в отношении народа в этом регионе и даже практически сводят на нет свои дипломатические отношения с Тель-Авивом, торгово-экономическая деятельность продолжается, и даже заключаются новые соглашения. Другой пример — призывы к бойкоту, которым в полном смысле этого слова не следуют ни народ, ни представители власти. Иными словами, рост напряженности в политических отношениях может практически никак не отражаться на экономике.
В то же время и в экономике, и в политике есть свои стратегии для защиты собственных интересов. Конечная цель в каждом из двух случаев — остаться в живых. Ровно такую же ситуацию мы наблюдаем и в России. Наряду с политическими решениями и стратегиями, экономическая элита принимает свои решения и выстраивает свои стратегии. Хотя Россия достает козырь в виде природного газа в отношении своего крупнейшего потребителя, это решение, которое принимается политически. Чтобы поправить эту ситуацию, силы, направляющие российскую экономику, примут свои стратегические решения. В то же время, если санкции ЕС против России коснутся газовой отрасли, это потребует выработки новых стратегий от экономических сил в составе ЕС. Ведь даже если ЕС пойдет на энергетическое сотрудничество с Ираном или странами Центральной Азии, он не должен забывать, что эти регионы также образуют зону влияния России.
В силу того, что Россия и ЕС столь экономически взаимосвязаны друг с другом, в отношении будущего Украины им предстоит пойти на достижение новой договоренности. С большой долей вероятности можно утверждать, что эти страны не вступят в фактическую войну друг с другом. Да, холодная война между Западом и Востоком, начало и конец которой были положены в прошлом веке, несколько лет назад фактически возобновилась. Но это вовсе не означает, что ее действующие лица будут воевать друг с другом с помощью оружия. Эта война ведется посредством тех или иных событий, которые происходят в самых разных уголках мира. А в настоящее время — на Украине.
После того, как был аннексирован Крым, а на востоке страны вспыхнули вооруженные столкновения, Украина существенно утратила свою экономическую и политическую силу. По всей видимости, в ближайшее время вооруженный конфликт продолжится, а внешние игроки снова придут к какой-либо договоренности. Очевидно, положить конец конфликтам на Украине возможно только с помощью определенных сценариев. Например, на востоке Украины может быть создана автономия, которая будет входить в состав Украины, но в своих внутренних делах обладать полной свободой действий. Или же в этом регионе может быть создано новое самостоятельное государство. Его гарантами могут стать США, ЕС, Россия и Украина. И именно от этих государств будет зависеть будущее данного региона.
Кроме того, если восток Украины примет решение провести референдум, то, вероятнее всего, регион пожелает присоединиться к России. (Хотя этого нельзя сказать наверняка, поскольку на подавляющей части его территорий этнические русские составляют не более половины населения). Крымская победа позволила России выиграть второе сражение в этой войне, и вероятность того, что она победит на последнем этапе, сегодня также высока. Но в случае если Украина присоединится к ЕС, совершенно явную и значимую для себя победу одержит союз, которому в этих условиях удастся полностью разрушить российскую гегемонию на Украине.
По этим причинам особым значением для каждой из двух сторон обладают проведенные на Украине выборы президента. Несмотря на то, что два сильнейших кандидата были ориентированы на Запад, победитель Петр Порошенко хорошо знает Россию и когда-то сотрудничал с нею. Результаты данных выборов показали, что народ желает видеть сильного президента, который готов идти на компромисс, способен контролировать события и обеспечить территориальную целостность страны. Действительно, народ хочет повернуться лицом к Западу, и для этого он даже пошел на самопожертвования. Но страна оказалась на грани распада; в попытке прийти к договоренности по Украине внешние силы исходят из собственных интересов и стремятся приобрести возможность влиять на принимаемые от имени Украины решения; при этом они не способны на какие-либо эффективные меры в отношении России. Поэтому народ Украины отдал свое предпочтение не лидеру «оранжевой революции» Юлии Тимошенко, а другому кандидату. Для Украины важно, какие решения будет принимать новый президент.
Если местным администрациям будет предоставлена обширная автономия, Россия добьется своих целей, а территориальная целостность страны будет сохранена. Такой выход устроит и ЕС, поскольку возглавлять страну будет приближенный к союзу лидер, а влияние России в регионе несколько уменьшится. Между тем экономические картели подтолкнут стороны к принятию тех или иных договоренностей.
Таким образом, экономические отношения государств или их экономическая взаимозависимость препятствуют возникновению вооруженного конфликта между государствами, а сторонами войны в глобальной политике отныне становятся крупные компании или определенные группы в разных странах. Для достижения государствами и экономическими картелями своих целей теперь используется не наращивание военной мощи, а подогревание гражданских беспорядков и поддержка народных волнений в той или иной стране. Все это мы наблюдаем на примере Украины. Таково новое правило мира…