Nasz Dziennik: Российско-украинский конфликт усиливается. Посол Украины при ОБСЕ Игорь Прокопчук заявил, что город Новоазовск в Донецкой области и близлежащие города захвачены российскими силами. Вы удивлены развитием событий на Украине?
Дариуш Собкув (Dariusz Sobków): Эскалацию конфликта можно было предвидеть уже несколько месяцев назад. На Россию не оказывалось эффективного давления ни в политическом, ни в военном плане: она незаконно захватила украинский Крым, а Запад лишь делал заявления. Западная пассивность провоцирует Москву к дальнейшей эскалации, и, более того — решения западных политиков после аннексии Крыма стали своего рода негласным согласием на это. Россияне протестировали реакцию Запада. Отсутствие жесткой военной реакции НАТО и решительных действий, заключающихся, в частности, в политической изоляции России, стали для нее сигналом, что она может и дальше разжигать напряженность на Украине. Москва последовательно использует тактику политики свершившихся фактов. Она базируется на принципе: два шага вперед, один назад. Россияне прибегают к ней, считая ее эффективной.
— Какую роль в украино-российском конфликте играют США?
— Если бы они только захотели, их роль могла бы стать гораздо более важной. С точки зрения глобальной ситуации американцам нужна поддержка России, например, в вопросе Ближнего Востока или Ирана. Соединенные Штаты жертвуют своими интересами в Восточной Украине, чтобы не утратить возможность сотрудничества с Россией в других частях света, где они в ней бесспорно нуждаются. Примером может служить Сирия. Там сотрудничества между Вашингтоном и Москвой нет, и этот конфликт россияне разыгрывают в свою пользу. В политической плоскости США нужна российская поддержка и в иранском вопросе, так как становящаяся все более драматичной ситуация в Ираке требует российско-американского содействия. Поэтому интересы США в других точках мира склоняют чашу весов в пользу того, чтобы не включаться в военный конфликт с россиянами. Иностранные СМИ сообщали о неформальных тайных встречах американских и российских представителей. Вне зависимости от того, что происходит в театре европейских действий, американцы самостоятельно ведут переговоры с россиянами. Судя по известным фактам, речь идет о разграничении сфер влияния на Украине. Западная часть этой страны должна остаться под американо-европейским контролем, а восточную отдают в руки Путина.
— Какую страну могла бы «испугаться» Россия?
— Тему Украины следует анализировать в широком контексте. Следует принимать во внимание конфликты, разворачивающиеся в Сирии, Ираке и на Ближнем Востоке, а также всю геополитическую ситуацию в целом. Отчетливо видно, что сейчас нет одной большой державы, которая на 100% включится в разрешение украинского конфликта. И это, в свою очередь, успешно использует Москва.
— Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что НАТО — партнер Украины, и поэтому он ожидает от Альянса конкретной помощи и серьезных решений.
— Напомню, что по просьбе Литвы и Польши был созван Атлантический совет по поводу событий на Украине. К сожалению, никаких результатов мы не дождались. Украинские политики должны укреплять сотрудничество между политиками из Польши и Литвы, так как именно эти две страны являются основными союзниками Украины в Альянсе. Между тем украинцы забывают, кто активнее всего поддерживал их во время первой фазы конфликта с Россией. Тем самым украинские элиты совершают серьезную ошибку. Они не выработали стратегического союза с Польшей, а сейчас стараются через нашу голову вести переговоры с Германией или Францией, дорого за это расплачиваясь.
— Можно ожидать разных сценариев развития российско-украинской войны. Чего хочет добиться Москва?
— С геополитической точки зрения цель Путина — связать в территориальном, а затем в транспортном (в том числе военном) плане Восточную Украину и Крым. Запад в политическом смысле проглотил аннексию этой части украинской территории и сейчас уже не вспоминает об этом. Своими действиями Кремль хотел бы взять под свой контроль как можно большую часть востока Украины.
— Благодарю за беседу.