Премьер-министр Биньямин Нетаньяху оказался в крайне сложной политической ситуации по окончании операции «Нерушимая скала». Согласно опросу общественного мнения, проведенного по заказу газеты Haaretz, Нетаньяху все еще пользуется широкой поддержкой в обществе, поскольку избиратели не видят среди нынешних политиков альтернативного кандидата на высший государственный пост.
Однако, отказавшись действовать в соответствии с предложением Авигдора Либермана и Нафтали Беннета, которые настаивали на оккупации сектора Газы, Нетаньяху потерял значительную часть своего правого электората. Министры от Ликуда воздерживаются от публичной поддержки своего лидера, а руководители НДИ и Еврейского дома выступают с нападками в адрес Нетаньяху за то, что тот якобы вел себя слишком мягко по отношению к ХАМАС.
Политическая изоляция Нетаньяху проявилась и в его нежелании выносить договоренность о прекращении огня на утверждение военно-политического кабинета. Премьер-министр опасался, что не получит большинства.
Теперь Нетаньяху обещает обществу «новые политические горизонты» и «новые возможности» на фоне изменений, переживаемых ближневосточным регионом. Если это пустые слова, цель которых, как и прежде, позволить Нетаньяху, ничего не делая, усидеть в премьерском кремле, то главу правительство ждет сокрушительное фиаско: разочарованный правый лагерь не позволит обмануть себя еще раз, длительный период пребывания у власти закончится без каких-либо достижений. Но если Нетаньяху действительно заинтересован в том, чтобы улучшить ситуацию в государстве, которое в результате военных действий стоит перед международным дипломатическим кризисом и экономической стагнацией, он обязан наполнить свои слова реальным содержанием и добиться урегулирования конфликта с палестинцами.
Формула известна: принять саудовскую мирную инициативу в качестве основы для серьезного переговорного процесса с палестинским руководством, возглавляемым Абу-Мазеном — при поддержке «умеренной оси» арабского мира (Египет, Иордания и Саудовская Аравия). Цена билета на вхождение в переговоры также известна: освобождение заключенных, которое было обещано Махмуду Аббасу, мораторий на строительство в поселениях и помощь в восстановлении разрушенной Газы.
До недавнего времени Нетаньяху опасался принимать спорные решения, которые угрожали его отношениям со своим базовым электоратом. Хладнокровие и способность контролировать ситуацию, которые он демонстрировал в ходе 50 дней военных действий, показывают, что он способен противостоять давлению. Теперь, после того, как война закончилась, пришло время выполнить обещания, которые он дал обществу, и достичь урегулирования конфликта с палестинцами. Даже если это потребует изменить состав правительственной коалиции и вступить в противостояние с разного рода деятелями из собственной партии.
Если у Нетаньяху хватит смелости поступить подобным образом, он обнаружит, что его поддерживает все международное сообщество. Но если Нетаньяху пойдет на поводу у своих страхов и опасений и откажется от переговорного процесса, сосредоточившись на дипломатической и юридической борьбе против обвинений Израиля в военных преступлениях, совершенных в ходе операции «Нерушимая скала», период его правления войдет в историю как третьестепенное политическое явление.
Перевод: ИА «Курсор» (Израиль).