Премьер-министр Богуслав Соботка поставил под сомнение эффективность новых санкций, которые ЕС, по-видимому, все же собирается ввести против России из-за ее действий на востоке Украины. Любош Добровский, напротив, утверждает, что единственным, что может остановить агрессию Путина, является как раз единая и решительная политика ЕС и США. Только решительность и экономическое давление затронут принимающие решения, то есть наиболее богатые и высокопоставленные политические круги российских граждан, причем таким образом, что они поймут, к чему ведет воинственная политика Путина. Путина и его военную политику могут остановить только сами россияне.
Мой коллега Карел Пацлер задал мне вопрос, не было бы сейчас, когда на востоке Украины орудуют «добровольцы» с российской стороны, лучше всего послать в этот регион и наших добровольцев. Я не думаю, что это было бы уместно.
Ведь мы находимся в ситуации, когда сами уже давным-давно скомпрометировали военную силу НАТО, в особенности надежность и решимость ответного ядерного удара. Так что любая прямая война с Россией была бы не только рискованной, но и для нашей части Европы заранее проигранной. Российская военная сила подготовлена, общественное мнение в России пока на стороне Владимира Путина, а вот в Европе царит замешательство и атмосфера снисхождения.
Премьер-министры Фицо и Соботка дали понять, что не примут ничего, что могло бы как-то расширить экономические санкции, так как, по их мнению, они не только неэффективны, но и вредны для нашей собственной экономики. После этого Путин выступил в воскресном интервью для Первого канала российского телевидения с призывом к Западу начать переговоры о «государственности» юго-восточных частей Украины. Он очень хорошо уловил снисходительность, которым было пропитано каждое слово премьера Богуслава Соботки в его телевизионном интервью с Вацлавом Моравецом. Путин уловил эту солидарность даже раньше, чем господин премьер ее высказал. А после действовал.
Учитывая нерешительное отношение, да и не только, Чешской Республики, Словакии и Венгрии к антиевропейской войне Путина, нельзя ожидать ничего, что могло бы остановить русский агрессивный военный выпад, направленный на основательную ревизию европейского устройства, которое сформировалось вскоре после падения Берлинской стены. Скорее, на это способны те силы, которые во времена холодной войны 40 лет обеспечивали мир в Европе, и то лишь при условии возвращения к ним доверия.
Однако вопросом остается, можно ли вообще в этом деле прийти к какой-то договоренности раньше, чем Путин предпримет новые шаги по возвращению потерянных сателлитов обратно во вновь восстанавливаемую российскую империю в пределах прежнего СССР.
Я уверен, в том числе из-за снисходительности чешской, да и не только, внешней политики, что маловероятно, что Украина как самостоятельное государство в границах, пусть и атакованных, но все еще признанных на международном уровне, доживет до завтрашнего дня.
То, что будет важно, вернее то, что должно быть важно, так это защита от дальнейших агрессивных шагов российского президента Путина, угрожающих самостоятельности, суверенитету и демократической свободе других, когда-то советских или российских, сателлитов. К ним относится и Чешская Республика, и ее место в этой очереди одно из первых. Без принципиальной смены линии поведения нашего правительства и без решительности, которой не было до сих пор, не только во внешней и экономической, но и в оборонной политике ЕС мы, по прошествии 25 лет, снова потеряем свою независимость — не только государственную, но и личностную.
Если члены нашего нынешнего правительства, прежде всего его премьер господин Богуслав Соботка, не видят этого или видеть не желают, тогда они не на своих местах. Снисходительности у европейских правительств быть не должно. Пришло время избирателям это понять и действовать так, как подобает свободным демократически мыслящим избирателям.
Автор — Любош Добровский, бывший министр обороны и посол Чешской Республики в России (1996-2000).