Уже меньше чем через полгода литовскую национальную валюту должна заменить общеевропейская — евро. Таким образом связь Литвы с финансовой системой Европы станет еще более тесной. Однако указанному событию сопутствует целый ряд страхов. Реакция страны на введение евро связана как с экономическими, так и с психологическими аспектами. Начнем с первых.
Литва последней из стран Балтии вводит евро (в Латвии это сделали в прошлом году, в Эстонии — 1 января 2011 г.). А могла быть первой в 2007 г. — причиной неудачи стала инфляция, которая на 0,1% превышала допустимую Маастрихтским договором норму. Однако сегодня можно сказать, что у произошедшего были и свои плюсы.
Вскоре начался глобальный кризис, который ударил по всей еврозоне — в первую очередь, в связи с неспособностью стран Южной Европы понять, что такое финансовая дисциплина, и справиться со своими финансовыми проблемами. Пошли разговоры о крахе евро, выходе из еврозоны отдельных государств или даже об их исключении (в частности, Греции). Но мрачные прогнозы не оправдались.
Символическое значение евро также велико. Введение общеевропейской валюты есть признание того, что страна смогла выполнить все жесткие финансовые требования и готова к вступлению в «элитный клуб».
Примеры Эстонии и Латвии показали, что введение евро не привело к катастрофическим последствиям, которыми обычно пугают любители теории заговора. Соответственно Литве, глядя на опыт соседей, психологически будет легче принять европейскую валюту. Однако полностью избавиться от различного рода страхов невозможно, и они прежде всего связаны с такими важнейшими для каждого человека вещами, как цены и заработная плата.
Представители власти успокаивают общественность, утверждая, что скачка цен не будет. Еще весной этого года еврокомиссар по бюджету и финансовому программированию А. Шемета заверил, что, исходя из опыта введения евро в различных странах, рост цен не превышает 0,2-0,3 процента.
Что касается зарплат, то в Литве минимальная зарплата - одна из самых низких в ЕС (ниже только в Румынии и Болгарии) и, по данным Евростата, составляет всего лишь 289,62 евро, тогда как в Латвии она - 320 евро, а в Эстонии — 355 евро. В целом, как показывает карта зарплат в странах ЕС, даже в кризисной Южной Европе они намного выше, чем в государствах Балтии и образцово показательно справившейся с кризисом Польше. Час работы в Литве, опять же по данным Евростата, в среднем стоит 6,2 евро (в Латвии — 6,3; в Эстония — 9), т.е. примерно в четыре раза меньше, чем в среднем по Европе.
Понятно, что оптимизма все это не прибавляет, и евро становится предметом дополнительных опасений. И тем не менее, для Литвы общеевропейская валюта - это, скорее, возможность, чем опасность. На специальном сайте, посвященном введению евро в стране, представлены следующие плюсы такого шага:
• поможет Литве в расширении торговых и финансовых связей;
• во время путешествий в другие страны еврозоны не придется менять валюту;
• участие в еврозоне гарантирует стабильность цен;
• евро способствует конкуренции на рынке ЕС, поэтому потребители смогут меньше платить за товары и услуги;
• снизятся проценты по кредитам;
• государство будет вынуждено строго соблюдать установленные ЕС правила финансовой дисциплины.
Все это объективные обоснования пользы от введения евро. Можно, конечно, сказать, что они выглядят весьма абстрактно. Но следует помнить о том, что, хотя сам по себе переход на евро не является панацеей от всех финансовых бед, это несомненно шаг вперед, который по своей значимости для Литвы может сравниться разве что со вступлением страны в ЕС и НАТО в 2004 г. Поэтому надо надеяться на то, что евро станет еще одним стимулом для улучшения финансово-экономического положения страны, и хочется верить, что через несколько лет эту тему можно будет обсуждать с куда большим оптимизмом, а все страхи будут развеяны и забыты.