На этой неделе руководство российской Военно-промышленной комиссией перейдет от правительства, возглавляемого премьер-министром Дмитрием Медведевым, к президенту России Владимиру Путину. Эта комиссия была создана в 2006 году, и она состыковала Министерство обороны и военно-промышленный комплекс, объединив под одним крылом государственных и частных подрядчиков, а также иностранных партнеров. Сегодня, когда у Москвы возникает новое беспокойство по поводу собственной безопасности, нестабильность на ее границах сохраняется, а НАТО стремится укрепить свои позиции по отношению к России, Путин подает сигнал о том, что будет лично контролировать эффективность работы российских оборонных компаний и предприятий.
Подробности
После смены руководства действующий глава комиссии, заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин продолжит исполнять свои обязанности, однако в названии его должности произойдут изменения, и он станет первым заместителем председателя, поскольку руководить комиссией будет лично Путин. Остальные члены комиссии сохранят свои посты, а заместитель министра обороны Юрий Борисов войдет в ее состав в качестве исполнительного секретаря. Рогозин известен своей крайней воинственностью в вопросах оборонной стратегии, он тесно связан и глубоко предан военно-промышленному комплексу. Борисов напротив, в меньшей степени «ястреб», и он ближе к военным и к нынешнему министру обороны Сергею Шойгу. Поставив Рогозина и Борисова примерно в равное положение в составе комиссии, Путин сможет сбалансировать потребности каждой части оборонного сектора.
В последние годы между российским Министерством обороны и военно-промышленным комплексом ведется напряженная междоусобная борьба. Эта междоусобица не раз приводила к недопониманию между министерством и военной промышленностью в моменты, когда у военных были высокие потребности в ее продукции.
Путин не впервые ставит межведомственную комиссию под свой личный контроль. В 2013 году он создал и возглавил Комиссию по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса, которая контролирует все аспекты российской энергетической отрасли, включая министерства и компании. Поступив таким образом, Путин попытался сдержать междоусобную борьбу между отдельными людьми в энергетических кругах России и одновременно оптимизировать российскую стратегию в сфере энергетики в момент, когда энергетический сектор в условиях трений с Западом начал расширяться в восточном направлении. Хотя есть ряд вопросов относительно эффективности такой системы, когда Путин осуществляет контроль над таким множеством сложных и важных организаций, становится все более очевидно, что президент хочет иметь последнее слово во всех важных вопросах в России, не завися при этом чрезмерно от своего политбюро.
Кроме снятия напряженности в отношениях между Министерством обороны и военной промышленностью, у Путина есть еще одна причина для вывода Военно-промышленной комиссии из подчинения правительства. В настоящее время в правительстве Медведева идет ожесточенная борьба за бюджет 2015 года и за проект бюджета на 2016-2017 годы. Большинство участников данного процесса, в том числе, министр экономического развития Алексей Улюкаев и министр финансов Антон Силуанов, обеспокоены увеличением российского военного бюджета на фоне роста финансовых трудностей.
Их беспокоит российская программа перевооружения армии, для которой на предстоящие десять лет необходимо 770 миллиардов долларов. Это 25-процентное увеличение военных расходов. Данное увеличение планировалось начать в 2013 году, однако из-за финансовых трудностей произошла задержка. Теперь увеличение планируют начать в 2015 году, хотя со стороны кабинета Медведева опять звучит критика. Сейчас, когда Путин берет оборонный портфель под свой непосредственный контроль, его действия говорят о том, что президент будет сам принимать окончательные решения по этому и всем прочим расходам на оборону. В условиях усиления проблем безопасности Путин сигнализирует о том, что он полон решимости создать самодостаточный и мощный военно-промышленный сектор, чтобы защитить Россию и ее интересы.