Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Когда фотографы-любители выходят на первые полосы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В любителях, вооруженных недорогими цифровыми зеркалками и камерами мобильных телефонов, профессиональные фотографы все чаще видят полноценных конкурентов. К тому же первые находят поддержку в медийных организациях и социальных сетях. Неужели в кризисе журналистики действительно виноваты фотографы-любители? Материал не предназначен для лиц моложе 18 лет.
© Фото : The Sixth Floor Museum 1. Кадр № 372 из фильма Запрудера, снятого в день убийства Джона Кеннеди. Жаклин Кеннеди пробирается к агенту Секретной службы, который пытается заскочить на движущийся лимузин после выстрела в президента. Даллас, США, 22 ноября 1963 года.

В сообществе профессиональных фотографов распространилось мнение о том, что любители, вооруженные дешевыми мобильными телефонами со встроенными камерами и цифровыми зеркальными фотоаппаратами, становятся для них полноценными конкурентами. К тому же последние пользуются поддержкой медийных организаций и социальных сетей.

Не секрет, что журналистика находится в кризисе. Сокращение бюджетов на рекламу дополняет глубоко укоренившееся в медийных организациях нежелание реформироваться в условиях перемен – в результате многим СМИ приходится искать альтернативные пути для поддержания своей деятельности. Но неужели в этом виноваты фотографы-любители?
Убийство Кеннеди, кадр № 372 из фильма Запрудера
1. Кадр № 372 из фильма Запрудера, снятого в день убийства Джона Кеннеди. Жаклин Кеннеди пробирается к агенту Секретной службы, который пытается заскочить на движущийся лимузин после выстрела в президента. Даллас, США, 22 ноября 1963 года.

В сообществе профессиональных фотографов распространилось мнение о том, что любители, вооруженные дешевыми мобильными телефонами со встроенными камерами и цифровыми зеркальными фотоаппаратами, становятся для них полноценными конкурентами. К тому же последние пользуются поддержкой медийных организаций и социальных сетей.

Не секрет, что журналистика находится в кризисе. Сокращение бюджетов на рекламу дополняет глубоко укоренившееся в медийных организациях нежелание реформироваться в условиях перемен – в результате многим СМИ приходится искать альтернативные пути для поддержания своей деятельности. Но неужели в этом виноваты фотографы-любители?
1 / 9
© Фото : George Holliday2. На видеозаписи Джорджа Холлидея видно, как группа полицейских избивает Родни Кинга дубинками и пинает его, в то время как остальные наблюдают за происходящим. Лос-Анджелес, США, 3 марта 1991 года.

7 июля 2005 года, когда четверо британских исламистов привели в действие взрывные устройства в трех поездах лондонского метро и в одном двухэтажном автобусе, пассажиры Адам Стейси (Adam Stacey) и Александр Чедвик (Alexander Chadwick) сняли на свои мобильные телефоны мрак городских тоннелей, куда не могли добраться журналисты. Их фотографии появились на телевидении, а также на первых страницах некоторых известных зарубежных изданий, таких как New York Times и Washington Post.

Спустя два месяца французская газета Liberation подняла тревогу, задавшись вопросом: «Мы все стали журналистами?» Она обвинила любителей в том, что те превратили новости в общее место, опошлили и приватизировали их, а журналистам в этих условиях остается размышлять над возможной правотой паникеров, предсказывавших средствам массовой информации близкую смерть.
Полицейские избивают Родни Кинга
2. На видеозаписи Джорджа Холлидея видно, как группа полицейских избивает Родни Кинга дубинками и пинает его, в то время как остальные наблюдают за происходящим. Лос-Анджелес, США, 3 марта 1991 года.

7 июля 2005 года, когда четверо британских исламистов привели в действие взрывные устройства в трех поездах лондонского метро и в одном двухэтажном автобусе, пассажиры Адам Стейси (Adam Stacey) и Александр Чедвик (Alexander Chadwick) сняли на свои мобильные телефоны мрак городских тоннелей, куда не могли добраться журналисты. Их фотографии появились на телевидении, а также на первых страницах некоторых известных зарубежных изданий, таких как New York Times и Washington Post.

Спустя два месяца французская газета Liberation подняла тревогу, задавшись вопросом: «Мы все стали журналистами?» Она обвинила любителей в том, что те превратили новости в общее место, опошлили и приватизировали их, а журналистам в этих условиях остается размышлять над возможной правотой паникеров, предсказывавших средствам массовой информации близкую смерть.
2 / 9
© East News / AP Photo/Toshihiko Sato3. «Конкорд» компании Air France, следующий рейсом 490, взлетает с горящим двигателем из парижского аэропорта Шарля де Голля 25 июля 2000 года. Самолет упал вскоре после взлета. Погибли все 109 человек, находившихся на борту, и еще четыре человека на земле. Эту фотографию сделал из другого самолета японский бизнесмен Тосихико Сато.

По мнению французского фотографа и автора документальных фильмов Самюэля Боллендорфа (Samuel Bollendorff), любители – это просто козлы отпущения для профессионалов, отказывающихся брать на себя свою долю ответственности в экономической борьбе. «Я считаю, что моя роль как фотографа состоит в том, чтобы попытаться понять, каким образом окружающие меня люди создают, распространяют и используют изображения, - говорит он TIME. – Последние несколько лет мы слышим о любителях самые ужасные вещи. Их обвиняют в том, что они поставили фотожурналистику на колени. Я подумал, что важно взглянуть на такие обвинения и представить на всеобщий суд те любительские снимки, которые за несколько лет пробились на первые страницы газет и журналов».

«Конкорд» компании Air France, следующий рейсом 490, взлетает с горящим двигателем из парижского аэропорта Шарля де Голля 25 июля 2000 года
3. «Конкорд» компании Air France, следующий рейсом 490, взлетает с горящим двигателем из парижского аэропорта Шарля де Голля 25 июля 2000 года. Самолет упал вскоре после взлета. Погибли все 109 человек, находившихся на борту, и еще четыре человека на земле. Эту фотографию сделал из другого самолета японский бизнесмен Тосихико Сато.

По мнению французского фотографа и автора документальных фильмов Самюэля Боллендорфа (Samuel Bollendorff), любители – это просто козлы отпущения для профессионалов, отказывающихся брать на себя свою долю ответственности в экономической борьбе. «Я считаю, что моя роль как фотографа состоит в том, чтобы попытаться понять, каким образом окружающие меня люди создают, распространяют и используют изображения, - говорит он TIME. – Последние несколько лет мы слышим о любителях самые ужасные вещи. Их обвиняют в том, что они поставили фотожурналистику на колени. Я подумал, что важно взглянуть на такие обвинения и представить на всеобщий суд те любительские снимки, которые за несколько лет пробились на первые страницы газет и журналов».

3 / 9
© East News / Polaris Images4. Военнослужащая армии США Линди Ингланд с обнаженным заключенным в тюрьме Абу Грейб. Багдад, Ирак. Дата снимка неизвестна.

Обзор Боллендорфа, который он провел совместно с доцентом Французской школы современных исследований в области социологии Андре Гюнтером (Andre Gunthert), был выставлен на этой неделе на суд общественности на фестивале фотожурналистики во французском Перпиньяне.

На выставке есть фотографии убийства Джона Кеннеди, избиения Родни Кинга, злодеяний тюремщиков в Абу Грейбе, казни Саддама Хусейна, цунами в Японии в марте 2011 года и многих других событий. «Когда мы собрали эти снимки вместе, мы быстро поняли, что за последние 15 лет трудно найти 30 фотографий, которые оказали бы воздействие на весь мир», - отмечает Боллендорф.
Линди Ингланд с заключенным тюрьмы Абу Грейб
4. Военнослужащая армии США Линди Ингланд с обнаженным заключенным в тюрьме Абу Грейб. Багдад, Ирак. Дата снимка неизвестна.

Обзор Боллендорфа, который он провел совместно с доцентом Французской школы современных исследований в области социологии Андре Гюнтером (Andre Gunthert), был выставлен на этой неделе на суд общественности на фестивале фотожурналистики во французском Перпиньяне.

На выставке есть фотографии убийства Джона Кеннеди, избиения Родни Кинга, злодеяний тюремщиков в Абу Грейбе, казни Саддама Хусейна, цунами в Японии в марте 2011 года и многих других событий. «Когда мы собрали эти снимки вместе, мы быстро поняли, что за последние 15 лет трудно найти 30 фотографий, которые оказали бы воздействие на весь мир», - отмечает Боллендорф.
4 / 9
© East News / AP Photo / Alexander Chadwick5. После взрывов в лондонском метро Александр Чедвик сфотографировал на свой сотовый телефон, как пассажиров эвакуируют из поезда в тоннеле неподалеку от вокзала Кингс-Кросс. Лондон, 7 июля 2005 года.

Эти изображения, заявляет Гюнтер, попали на первые полосы, но они никак не изменили отношение газет к фотоснимкам. «Если посмотреть на сегодняшние СМИ, то в них не очень много любительских кадров, - говорит он TIME. – Напротив, большая часть того, что мы видим, это профессиональные снимки». На самом деле, добавляет он, большинству стартапов, которые занимаются продажей любительских снимков газетам, пока не удается отнять значительную долю рынка у авторитетных агентств.
Эвакуация пассажиров со станции Кингс-Кросс после взрыва в метро
5. После взрывов в лондонском метро Александр Чедвик сфотографировал на свой сотовый телефон, как пассажиров эвакуируют из поезда в тоннеле неподалеку от вокзала Кингс-Кросс. Лондон, 7 июля 2005 года.

Эти изображения, заявляет Гюнтер, попали на первые полосы, но они никак не изменили отношение газет к фотоснимкам. «Если посмотреть на сегодняшние СМИ, то в них не очень много любительских кадров, - говорит он TIME. – Напротив, большая часть того, что мы видим, это профессиональные снимки». На самом деле, добавляет он, большинству стартапов, которые занимаются продажей любительских снимков газетам, пока не удается отнять значительную долю рынка у авторитетных агентств.
5 / 9
© East News / Al-Irakija6. На этих видеокадрах, показанных по иракскому государственному телевидению, видно, как охранники в масках надевают петлю на шею свергнутому иракскому лидеру Саддаму Хусейну перед казнью. Ирак, 30 декабря 2006 года.

По мнению Боллендорфа, это объясняется тем, что большинство любительских «изображений» – это отдельные кадры, взятые из видеофайлов. «Я нахожу любопытным то, что делать фотографии – вполне естественно для фотографов, а вот любители имеют обыкновение снимать видео. Затем появляется журналист, находит этого очевидца-любителя, получает видео и делает из него один-единственный кадр».
Казнь Саддама Хусейна
6. На этих видеокадрах, показанных по иракскому государственному телевидению, видно, как охранники в масках надевают петлю на шею свергнутому иракскому лидеру Саддаму Хусейну перед казнью. Ирак, 30 декабря 2006 года.

По мнению Боллендорфа, это объясняется тем, что большинство любительских «изображений» – это отдельные кадры, взятые из видеофайлов. «Я нахожу любопытным то, что делать фотографии – вполне естественно для фотографов, а вот любители имеют обыкновение снимать видео. Затем появляется журналист, находит этого очевидца-любителя, получает видео и делает из него один-единственный кадр».
6 / 9
© YouTube7. Кадр из видеофайла, размещенного на YouTube в июне 2009 года во время протество в Иране, начавшихся после объявления итогов президентских выборов. Женщина, которую позже опознали как Неда Ага-Солтан, лежит на земле после выстрела в грудь.

Это наглядно проявилось тогда, когда ливийские повстанцы снимали на камеры своих мобильных телефонов избиение и убийство Муаммара Каддафи. «Фотографы и журналисты прибыли на место позднее, и некоторые из них даже делали фотографии из этих видеофайлов, снятых на телефоны повстанцев», - говорит Боллендорф.
Неда Ага-Солтан, убитая во время протестов в Иране
7. Кадр из видеофайла, размещенного на YouTube в июне 2009 года во время протество в Иране, начавшихся после объявления итогов президентских выборов. Женщина, которую позже опознали как Неда Ага-Солтан, лежит на земле после выстрела в грудь.

Это наглядно проявилось тогда, когда ливийские повстанцы снимали на камеры своих мобильных телефонов избиение и убийство Муаммара Каддафи. «Фотографы и журналисты прибыли на место позднее, и некоторые из них даже делали фотографии из этих видеофайлов, снятых на телефоны повстанцев», - говорит Боллендорф.
7 / 9
© East News / AP Photo/Tomohiko Kano/Mainichi Shimbun/dapd8. Эту фотографию сделал чиновник из города Мияко в префектуре Иватэ. На ней видно, как цунами прорывает дамбу и волна затапливает Мияко. Цунами пришло вскоре после землетрясения магнитудой 9 баллов, ударившего по северной части Японии. 11 марта 2011 года.

По мнению директора фестиваля фотожурналистики Жана-Франсуа Лероя (Jean-Francois Leroy), такая ретроспектива доказывает, что «профессиональным фотографам сегодня труднее быть первыми очевидцами событий». Сейчас их задача видоизменилась и состоит в том, чтобы делать изображения в контексте определенного события и накладывать дополнительные слои на изначальную фотографию.
Цунами прорывает дамбу в городе Мияко в префектуре Иватэ
8. Эту фотографию сделал чиновник из города Мияко в префектуре Иватэ. На ней видно, как цунами прорывает дамбу и волна затапливает Мияко. Цунами пришло вскоре после землетрясения магнитудой 9 баллов, ударившего по северной части Японии. 11 марта 2011 года.

По мнению директора фестиваля фотожурналистики Жана-Франсуа Лероя (Jean-Francois Leroy), такая ретроспектива доказывает, что «профессиональным фотографам сегодня труднее быть первыми очевидцами событий». Сейчас их задача видоизменилась и состоит в том, чтобы делать изображения в контексте определенного события и накладывать дополнительные слои на изначальную фотографию.
8 / 9
© East News / Polaris9. Один из снимков, размещенных на вебсайте боевиков из «Исламского государства Ирака и Леванта» в июне 2014 года. Кадры, снятые после захвата базы в Тикрите, изображают, как боевики расстреливают иракских солдат в гражданской одежде.

Боллендорф надеется, что своей выставкой, которая в ноябре отправится в Париж, он сумеет положить конец склонности обвинять любителей в нынешнем состоянии рынка. «Да, в нашей отрасли налицо настоящий кризис, но вызван он тем, что медийные организации принадлежат сегодня крупным конгломератам, для которых важна прибыльность. Это внутренняя проблема, и она не имеет никакого отношения к любительским снимкам».
Боевики ИГИЛ с захваченными в плен иракскими солдатами
9. Один из снимков, размещенных на вебсайте боевиков из «Исламского государства Ирака и Леванта» в июне 2014 года. Кадры, снятые после захвата базы в Тикрите, изображают, как боевики расстреливают иракских солдат в гражданской одежде.

Боллендорф надеется, что своей выставкой, которая в ноябре отправится в Париж, он сумеет положить конец склонности обвинять любителей в нынешнем состоянии рынка. «Да, в нашей отрасли налицо настоящий кризис, но вызван он тем, что медийные организации принадлежат сегодня крупным конгломератам, для которых важна прибыльность. Это внутренняя проблема, и она не имеет никакого отношения к любительским снимкам».
9 / 9