Правительство приняло 28 августа с. г. решение одобрить соглашение с НАТО по поддержке принимающей стороны. Как следует из пресс-релиза правительства, это означает, в частности, что подразделения НАТО получат возможность действовать на или со шведской территории в ходе антикризисных операций. Прежде всего это распространяется на натовские Силы первоочередного задействования (NRF), включающие до 25 тысяч человек. В октябре 2013 г. правительство заключило договоренность с НАТО о шведском участии в этой группировке и ее учениях. Это кульминация политики малых шагов, которую в последние годы проводят правительство и военное командование при поддержке со стороны нескольких специальных партийно-парламентских комиссий по обороне с тем, чтобы сблизить Швецию с НАТО. Политика свободы от военных союзов, которая по-прежнему пользуется поддержкой большинства шведского населения, с подписанием соглашения становится все более иллюзорной.
Правительство утверждает, что договоренности с НАТО основываются на принципе добровольности, т. е. Швеция в конкретном случае сможет сказать «нет» тому или иному сотрудничеству. Но с учетом той обширной т. н. поддержки принимающей стороны, которая теперь будет выстраиваться в стране для приема Швецией подразделений НАТО, предварительного складирования военной техники, участия во все более тесном совместном планировании и во все большем количестве военных учений, это несерьезно. Разумеется, Швеция обладает полной суверенной свободой выбора того, какое военное сотрудничество мы хотим иметь с другими государствами. Россия не имеет никакого права вето — да она и сама утверждает, что у нее его нет. Тем не менее для нас должно быть очевидно, что укрепляющаяся интеграция военной инфраструктуры Швеции и нашего балтийского побережья в НАТО приведет к наращиванию Россией своего военного потенциала и активности в регионе Балтийского моря.
Мы на Западе считаем любую идею о нападении на Россию со стороны Запада абсурдной. Возможно, что все выглядит не совсем так для России, которая в течение длительного периода слабости после — долгожданного — распада СССР наблюдала, как НАТО и ее военные силы продвигаются все ближе, и спрашивает: зачем? Результатом станут рост напряженности, риск конфронтации и повышение военных расходов с обеих сторон. Хотим ли мы содействовать такому развитию?
С нашей точки зрения возмутительно, что вообще возможно, чтобы имеющее потенциально очень важное значение для Швеции и мирного развития соглашение о военном сотрудничестве с НАТО было представлено стране вот так буднично — в среду за две недели до всеобщих выборов, без предшествующей общественной дискуссии было одобрено на следующий день правительством, которое, вероятно, уйдет в отставку, дабы успеть к предстоящему саммиту НАТО, и только потом в соответствии с параграфом 3 статьи 10 Конституции Швеции было вынесено на утверждение вновь избранному риксдагу (парламенту). Исходим из того, что в тексте соглашения уже есть либо при его подписании будет сделана четкая оговорка о необходимости одобрения риксдагом.
Авторы: Ханс Бликс, бывший министр иностранных дел, гендиректор МАГАТЭ; Свен Хирдман, бывший статс-секретарь Минобороны, посол Швеции в России