Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лондонский историк Кэтрин Мэрридейл описывает в своей новой книге почти тысячелетнюю историю Московского Кремля. Расцвет Московии, путь от небольшого княжества до первой столицы царской Руси и позднее, центра советской империи. Воздвигнутое на холме, между реками Москва и Неглинная, крепостное сооружение таит в себе множество кровавых тайн борьбы за господство.

Лондонский историк Кэтрин Мэрридейл (Catherine Merridale) выразительно рассказывает об истории Кремля. Московский Кремль — самое впечатляющее место на земле, писал еще американский прозаик Джон Cтейнбек (John Steinbeck) в 1947 году во время путешествия по России. В действительности, воздвигнутое на холме, между реками Москва и Неглинная, крепостное сооружение таит в себе множество кровавых тайн, в которых нашла отражение непрестанная борьба за господство. Лондонский историк, занимающаяся исследованием России, Кэтрин Мэрридейл, описывает в своей новой книге почти тысячелетнюю историю Кремля, расцвет Московии, путь от небольшого княжества до первой столицы царской Руси и позднее, центра советской империи.

Невероятное начало

Вначале ничего не предвещало того, что неуютное и захолустное поселение однажды станет политическим и экономическим центром России. Намного более важным центром считался Киев, которому до взятия монголами в 1240 году отводилась роль первого города на восточнославянских территориях. В 12-м веке на севере России был основан Владимир, где был построен Успенский собор высотой 32 метра, который на четыре метра превосходил по высоте Софийский собор в Киеве. Начиная с 14-го века роль Москвы постепенно увеличивалась, город становился все заметнее. Был построен каменный Кремль, внутри которого был основан Чудов монастырь. В конце 15-го века в строительстве Кремля принимали участие итальянские архитекторы. Знаменитый Успенский собор был спроектирован итальянским мастером Аристотелем Фиораванти из Болоньи. Миланский зодчий Пьетро Антонио Солари создал башни Кремля по образцу Замка Сфорца, резиденции миланских герцогов.

Цитадель стала символом сосредоточения власти царя. Иван Грозный был своего рода Сталиным эпохи 16-го века — подобную аналогию провел и Сергей Эйзенштейн в своей кинокартине о жестоком правителе, вышедшем в 1944 году. Иван Грозный был известен своими жестокими методами казни — он обезглавливал, забивал, четвертовал или удавливал своих врагов. Вместе с тем, с присущей ему набожностью, он оплачивал поминальные службы по своим жертвам. После смерти Ивана Грозного власть взял в свои руки боярин Борис Годунов, по повелению которого, вероятно, был убит законный наследник Дмитрий. Но, вне зависимости от того, что в действительности произошло с девятилетним царевичем, Годунов мог насладиться властью лишь недолгое время. В 1604 году появилась таинственная фигура, выдававшая себя за царевича Дмитрия и выдвинувшаяся с войском на Москву. Лжедмитрий был вскоре убит представителями московской аристократии из-за поддерживаемых им слишком тесных контактов со злейшим врагом — Польшей. Россия осталась без властителя и была оккупирована польским войском. Только восхождение на престол первого царя династии Романовых в 1613 году положило конец «смутному времени». Правление династии Романовых определяло судьбу России на протяжении последующих трех веков. Политтехнологи Владимира Путина пугают возможной потерей сильной центральной власти и в наши дни. Трагическая судьба Годунова легла в основу двух великих произведений русской культуры — драмы Александра Пушкина и оперы Модеста Мусоргского.

При Борисе Годунове вокруг Москвы были возведены стены Белого города протяжённостью около десяти километров, после чего Кремль превратился в укрепление внутри крепости. Петр Великий в начале 18-го века принял решение перенести столицу в основанный им Санкт-Петербург. То, что Петр I отвернулся от Москвы, было лишь самым очевидным признаком смены культурной парадигмы. Петр решительно и без оглядки на потери модернизировал царскую империю. И в Кремле остались следы петровских реформ с западным уклоном. Построенный в стиле классицизма Арсенал был в то время инородным телом в Московском Кремле. Его в своей роли сменил позже только Дворец съездов, сооруженный в позднюю советскую эпоху.

Наибольшие изменения в облике Кремля произошли, вероятно, с вторжением войск Наполеона осенью 1812 года. Русские боролись и не хотели сдавать Москву врагу и сами подожгли город. Не избежал этой участи и Кремль, в котором обосновался сам Наполеон. При восстановлении соборов особое внимание уделялось следованию пышному, вычурному стилю. В 1893 году царская семья заложила в Кремле памятник убитому императору Александру II, состоящий из огромной статуи и длинной колоннады. В народе памятник был известен как «кегельбан».

Вид на Московский Кремль


После захвата власти большевиками к Кремлю вернулась его исходная функция центра власти. Ленин и Сталин скрывались за стенами Кремля от глаз народа и правили, выпуская декреты. Революционный пыл не уберег и Кремль. Многие сакральные постройки были разрушены, среди которых Чудов монастырь со своими восхитительными фресками. Строительные проекты Сталина в Кремле реализовывались, прежде всего, под землей. Сталин велел построить на территории Кремля бункеры, тайные переходы, возможно, и частную линию метро.

По-настоящему тесно стало в Кремле в последние три месяца 1991 года. После неудавшегося августовского путча Борис Ельцин, став президентом РСФСР, объявил о переезде в Кремль. Но там все еще находился глава СССР Михаил Горбачев. Только после того, как был спущен красный флаг, полновластным хозяином Кремля стал Ельцин. Кремль был открыт для приемов. Ельцин сам высоко ценил символическую власть крепости и отмечал, что здесь находишься в гостях у государственной власти, а не где-либо еще. Именно на такой трактовке настаивает и нынешний президент Владимир Путин, инаугурации которого всегда проходили эффектно. Также он недавно предложил восстановить Чудов монастырь.

Красивые детали

Кэтрин Мэрридейл рассказывает о Кремле, искусно вплетая в канву детали о правящих династиях. Талант автора связан, вероятно, с ее происхождением. Будучи родом из Туманного Альбиона, Мэррридейл украшает нить повествования деталями в стиле «готического романа». В ее книгах, пожалуй, не найдется такой «уличной баллады», в которой не оказалось бы стаи ворон, кричащих о приближающейся опасности. Но подобное искусство повествования — допустимый грех. Книга Мэрридейл ведет читателя по тяжелой русской истории и при помощи изменений, которые претерпевала символичная «Красная крепость» (название книги), показывает, как цари, генсеки и президенты защищали свою власть от нападений за высокими стенами Кремля.