После окончания холодной войны Москва перестала быть для НАТО противником. Альянс решил трактовать ее как партнера. Даже при принятии решения о расширении НАТО на Польшу и другие страны бывшего советского блока в 1997 году одновременно был подписан акт о сотрудничестве с Россией, который де-факто выделил две категории членов: тех, на территории которых уже находились натовские силы, и нас, то есть тех, у кого не должно было появиться серьезных объектов, чтобы не раздражать Москву.
Следующие 17 лет альянс провел в поиске способов доказать России, что он очень хочет завязать с ней дружеские отношения, но Кремль воспринимал это без особых восторгов и лишь поднимал ставки, рассчитывая на дальнейшее смягчение натовской позиции. Агрессия России против Украины привела к изменению ситуации: ведь сколько еще альянс мог пребывать в состоянии влюбленности в Москву без взаимности.
С того момента НАТО много месяцев подряд посылало Кремлю сигналы, что оно готово вернуться к прежней игре в партнерство. Ведь сотрудничество в рамках Совета Россия-НАТО лишь временно приостановлено, а не разорвано в одностороннем порядке. Вводя очередные санкции, государства альянса все время подчеркивают, что если Москва откажется от марша вглубь Украины, они могут быть в любой момент отменены. До настоящего времени преобладало мнение, что действия России — это аномалия, и следует не противопоставлять себя ей, а подождать, пока она придет в равновесие.
Однако саммит в Ньюпорте отчетливо показал, что эта позиция претерпела изменения, и поэтому мы можем говорить сейчас о трансформации, по крайней мере, самого подхода к России. Крупнейшие страны Запада признали, что Москва стала их противником, а альянсу придется ей противостоять: и это переломное событие. Между тем решения, касающиеся конкретных действий в целях укрепления обороны новых стран-членов, к переломным, скорее, не относятся, хотя и движутся в верном направлении. В свою очередь, уровень поддержки, которую НАТО оказало Украине (15 млн долларов) настолько низок, что предлагая ее, альянс выставляет себя в смешном свете перед Россией и вызывает у украинцев чувство разочарования Западом.
Может возникнуть вопрос, какая разница, что НАТО признало Кремль угрозой, раз оно не предприняло серьезных военных действий. Действительно, в этом вопросе конкретных решений не было. Однако ментальная перемена в отношении к России — это бесценный первый шаг: ведь чтобы пациент начал лечиться, в первую очередь он должен признаться самому себе, что болен. Это еще не значит, что НАТО готово приступить к лечению, однако оно начинает отдавать себе отчет в угрозах и продемонстрировало в Ньюпорте верное понимание собственных слабостей. Но пациент еще колеблется, начинать ли ему лечение, а если да, то какое, надеясь, что болезнь пройдет сама по себе. Так что принятые в Ньюпорте решения — это, скорее подготовка к лечебным процедурам. Создание так называемого наконечника копья, то есть сил быстрого реагирования, проведение ротационных учений и расширение натовской логистики на территории новых государств-членов — это хорошие шаги.
Между тем на данном этапе — это всего лишь планы, и даже если удастся воплотить их в жизнь, баланс сил в регионе принципиальным образом они не изменят. Решения саммита в Ньюпорте разочаровали тех, кто ожидал появления постоянных натовских баз. Звучали аргументы, что удовлетворить эти ожидания в современной ситуации было невозможно. Во-первых, это дорогостоящее мероприятие, а, как мы знаем, Запад не склонен к значительному увеличению расходов на оборону. Во-вторых, это довольно устаревшая стратегия, и в случае возникновения конфликта базы играли бы скорее, психологическую роль, чем в реальности усиливали военный потенциал.
Сложно, однако, не заметить диспропорции в оценке угрозы во времена холодной войны и в наши дни. В 60-е годы в Европе находилось от 250 до 277 тысяч американских военных, сейчас их численность снизилась до 57 тысяч, из них на Польшу и страны Балтии приходится не более 300 человек.
Если мы получили мало, то Украина помимо слов поддержки не получила, в сущности, ничего. Заявленная НАТО помощь Киеву в размере 15 миллионов долларов — это капля в море потребностей. Согласие альянса на продажу украинцам вооружений, но только от лица отдельных стран, а не всей организации, не привносит в ситуации ничего нового. Если Польша или Чехия решатся на такой шаг, то в любом случае именно им самим, а не НАТО в целом, придется разбираться с проистекающими из этого последствиями. Сложно было не обратить внимания, что Украина покинула Ньюпорт в одиночестве: помощь, которую оказал ей альянс, носила лишь символический характер. Это связано с тем, что Киев остается в серой зоне. Он оказался в ней отчасти по вине Запада, который не решился предоставить ему план пути к членству на саммите в Бухаресте в 2008 году, а отчасти по собственной вине: ведь до недавнего времени среди украинских элит единогласной поддержки идеи вступления в НАТО не было. Кроме того альянс не хочет открыто вступать в украинский конфликт, так как это было бы равнозначно вступлению в конфликт с Россией, что, определенно, не выходит в его намерения.
Таким образом, после почти двух десятилетий попыток выстроить с Россией партнерские отношения Запад начал понимать, что ее цель — не дружба, а восстановление прежней мощи в оппозиции к Западу. В Ньюпорте многие государства впервые с момента окончания холодной войны взглянули на Москву польскими и прибалтийскими глазами. И если до недавнего времени на наши предостережения перед угрозой, которую представляет Россия, западные коллеги попустительски пожимали плечами, то теперь сам Обама или Меркель высказываются о России в подобном тоне.
Тем не менее, НАТО следует начать думать не только о том, как реагировать на проводимую Путиным политику свершившихся фактов, но и самому начать создавать факты. Робкие решения по поводу укрепления безопасности Польши и стран Балтии, скорее всего, не произведут на Москву впечатления, а отсутствие поддержки для Киева может даже склонить российского президента к дальнейшим действиям на Украине. К сожалению, предоставление украинцев самим себе очерчивает границу нашего вмешательства и ведет к тому, что угроза из России придвигается все ближе к нашим границам.
Марчин Заборовский — директор польского Института международных отношений, перед саммитом НАТО в Ньюпорте был приглашен Андерсом Фогом Расмуссеном в международную группу экспертов, созданную для разработки обсуждавшихся в ходе встречи предложений.